Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
БезопасностьРепортёр

Сильные эмоции против рационального мышления. Как орудуют мошенники?

Казалось бы, сколько можно наступать на одни и те же грабли? Этот вопрос возникает, когда речь заходит о мошенничествах.

И ладно бы аферисты придумывали новые схемы обмана, так нет, используют в основном одни и те же сюжеты, многим хорошо известные, но люди продолжают попадаться в широко расставленные сети. В чем же дело? В гипнозе, владении мошенниками методами НЛП, в беспечности жертв или в чем-то ином?

 

Деньги мошенникам не достались

Недавно педагог из Орска поверил звонку из банка и перевел мошенникам 600 тысяч рублей. Мужчине позвонили неизвестные, представились сотрудниками банка и полиции и сообщили, что злоумышленники пытаются похитить деньги с его банковской карты, а потому необходимо сообщить ее данные и одноразовые пароли.

Педагог озвучил все запрошенные сведения. Благо он вовремя пришел в себя и сообразил, что нужно заблокировать личный кабинет. В итоге деньги мошенникам не достались. В этот раз все закончилось хорошо, как и в истории с моей коллегой, женщиной образованной и не слишком доверчивой. Удивительно, но в последнее время в лапы мошенников все чаще попадают люди с высшим образованием, представители серьезных профессий, требующих аналитического мышления: педагоги, врачи, экономисты и многие другие. Почему же это происходит? Попробуем разобраться в деталях на конкретном примере.

 

Мошенники не давали положить трубку

– Утром на мой телефон поступил звонок, – рассказала коллега. – Мужчина, представившись сотрудником правоохранительных органов, поинтересовался, есть ли у меня счета в нескольких известных банках, и сообщил, что произошла утечка данных, следовательно, могут быть совершены мошеннические действия.

Через некоторое время мне позвонили уже с другого номера, якобы из службы безопасности банка. Звонивший говорил спокойно и убедительно, сообщил, что у меня есть счет, дебетовая карта и кредитная, назвал суммы, находящиеся на картах. На все мои вопросы у него были ответы. Он озвучил не только мои фамилию, имя и отчество, но и дату рождения, номер и серию паспорта, и даже дату регистрации по месту жительства. Возможно, мою бдительность притупила его фраза о том, что он не просит меня назвать цифры с обратной стороны карты, а также он сообщил, что мне отправлено СМС с кодом, который я никому не должна говорить, в том числе и ему. Это необходимо лишь для подтверждения моего номера.

– Пока мы с вами разговариваем по телефону, произвести мошеннические действия нельзя, но как только вы положите трубку, мы не гарантируем сохранность ваших денег, – сообщил «сотрудник банка».

– Что же, мне целый день висеть на телефоне? – возмутилась коллега. – Вообще-то я на работе.

– Наверное, ваши деньги вам дороже.

Ирина (из этических соображений имя коллеги изменено) признается: очень беспокоилась за свои сбережения, боясь в один момент все потерять. Несколько раз ее переключали с одного сотрудника на другого. Каждый сообщал важную информацию «в пределах своей компетенции». В итоге ей было предложено как можно скорее пойти к банкомату и снять все деньги.

– Мы закроем все ваши счета. Затем откроем вам новые и переведем на них ваши деньги, – сообщил ей основной собеседник.

– Извините, но я никак не могу закрыть счет. Как раз жду поступление средств, – сообщила коллега.

– Ничего страшного, – настаивал оппонент. – Мы можем сделать так, что ожидаемые вами средства поступят не к вам, а в банк, вы получите уведомление и потом через личный кабинет сможете забрать их на свой новый счет. Можете сейчас поехать снять деньги? – напирал мужчина. И, уточнив место нахождения клиентки, подсказал, где есть банкоматы.

Настойчивость собеседника несколько смущала Ирину. И в какой-то момент она сообщила, что готова проехать в банк. На что мужчина предупредил:

– Ехать туда не нужно ни в коем случае. Мошеннические действия производятся по информации, полученной от местных специалистов. Сейчас ваш офис проверяют, приехала комиссия, так что от визита лучше воздержаться.

Еще мужчина отметил, если переложить деньги и потом в банке показать номера новых счетов сотрудникам, данные будут раскрыты и вновь могут быть совершены мошеннические действия.

Более часа мошенники не давали Ирине положить трубку. Уже потом она поняла, что ее специально заговаривали, не давая ни с кем посоветоваться. А когда до снятия денег она все-таки была вынуждена прервать разговор, предупредили: она ни в коем случае не должна разглашать полученную информацию, так как ведутся оперативные мероприятия, соответственно, за разглашение она несет уголовную ответственность.

Чуть позже моя коллега все-таки проболталась сыну о проблемах, и он тут же распознал известную мошенническую схему.

А еще спустя некоторое время поехав в банк, они вместе убедились: офис работает в штатном режиме. Его сотрудники участливо поинтересовались, не были ли переданы мошенникам данные из СМС или пароли.

– Честно говоря, я не собиралась переводить деньги ни на какие безопасные счета, – заметила коллега. – И все же, признаюсь, поверила тем, с кем говорила. Работают профессионалы. Они знают, на какие чувства надавить, и за словом в карман не лезут, так что будьте осторожны!

 

Как не попасться на удочку мошенников?

Почти каждый, кто столкнулся с мошенниками, утверждает, что действовал словно под гипнозом. Да, жулики используют некоторые механизмы манипуляции и обмана в сочетании с психологическими уловками.

– Мошенники тем или иным образом давят на эмоции, – уверена психолог Комплексного центра социального обслуживания населения Ольга Антонович. – Сильные эмоции выводят человека из равновесия, отключают рациональное и критическое мышление. В результате, действуя импульсивно, люди совершаю необдуманные поступки. Как этого избежать? Если вам звонят неизвестные, самый верный выход – не брать трубку либо быстро прекратить разговор. Следует помнить: если мошенники захватили эмоциональный фон, человеку трудно выйти из этого состояния. Если вы уже включились в разговор, есть такой метод, как разрыв шаблона. К примеру, вы можете начать громко смеяться, и это может дезориентировать мошенника.

В любом случае уясните: не стоит принимать скоропалительных решений в одиночку. Возьмите паузу, посоветуйтесь с теми, кому доверяете. Предупредите своих пожилых родственников: кто бы им ни позвонил, им следует посоветоваться с близкими, для этого нужно оставить им 2-3 номера родных людей, и кто-то из них обязательно будет на связи.

 

Сергей Французов,

начальник МУ МВД России «Орское»

– Мы констатируем замедление темпа прироста краж с банковских счетов, чего нельзя сказать про мошенничества. По способу или предлогу совершения краж и мошенничеств основную долю составляют предложения от «сотрудников банка» о несанкционированных операциях по карте, оформлению кредитных договоров и переводу средств на безопасные счета. По итогам 2022 года они составляют более 57 % всех преступлений подобного рода. В прошлом году произошел рост социальных мошенничеств, совершенных под предлогом освобождения родственников от уголовной ответственности. Таких преступление было зарегистрировано 82, из них 43 факта были раскрыты, в настоящее время в производстве у следователей находится еще 10 уголовных дел.

Мы проводили анализ потерпевших и получили следующую картину. Наиболее подверженной преступным посягательствам оказалась возрастная категория граждан от 30 до 49 лет – 53 %. Число потерпевших от 60 лет и старше составило 27 %. В 57,3 % случаев обмануты были женщины.

Мы продолжаем наращивать внутренние ресурсы по внедрению новых методов и средств документирования криминальных схем. Как итог на 82,4 % больше установлено лиц, причастных к совершению мошенничеств в сфере IT-технологий. К уголовной ответственности за киберхищения привлечено 88 человек. Общий ущерб от такого вида преступлений остается значительным, по итогам 2022 года он составил 138 миллионов рублей.

 

ПОЛИЦИЯ РЕКОМЕНДУЕТ

Если вам поступил звонок от «сотрудников банка», которые убеждают предоставить реквизиты карты, перевести деньги на безопасный счет или установить приложение, просто прекратите разговор.

  • Никогда не выполняйте указаний неизвестных лиц, кем бы они ни представлялись.
  • Не сообщайте никому PIN-код и CVV2-код карты (цифры с обратной стороны), а также срок ее действия и персональные данные владельца. Ни один банк не будет спрашивать у вас эти реквизиты. Для зачисления средств на ваш счет достаточно лишь 16-значного номера, указанного на лицевой стороне карты.
  • Для проверки информации перезвоните в свой банк самостоятельно по телефону, указанному на вашей карте.
  • Проведите разъяснительную беседу с пожилыми родственниками. Доступно объясните им, что нельзя рассказывать о себе конфиденциальную информацию посторонним и неизвестным людям по телефону. Убедите их всегда советоваться с вами, прежде чем предоставить другим какие-либо сведения о себе.

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Spread the love
Click to listen highlighted text!