Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
ЖизньРепортёрСоциальная защита

Рука помощи протянута. Как попавшие в трудную жизненную ситуацию живут в кризисном отделении Орска

Кризисное отделение Комплексного центра социального обслуживания населения в Орске, расположенное на улице Машиностроителей, 49, заполнено до отказа.

Если когда-то работники социальной службы задавались вопросом, будет ли оно востребовано, то время показало: такие учреждения необходимы. Здесь проживают не только орчане, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, но и люди из разных уголков региона, жители других областей, а также бывшие граждане Украины, покинувшие территории, на которых ведутся боевые действия.

– Наше учреждение рассчитано на 30 койко-мест, но в настоящий момент у нас находится 42 человека (это позволяют санитарные нормы отделения), – говорит заведующая отделением Алла Закарлюкина. – В их числе много молодых женщин с детьми, поэтому мы смогли всех уместить, размещая детей вместе с мамами. В некоторые комнаты поставили дополнительные кроватки.

Кстати, с начала работы кризисного отделения на базе Комплексного центра в городе Орске через него прошло порядка 90 человек. Сегодня в регионе действуют 4 кризисных отделения – два в Оренбурге и по одному в Бузулуке и нашем городе. Все они в настоящее время переполнены.

 

Последней из нынешних проживающих в отделение в Орске проступила мама с пятью детьми. В квартире, где проживала семья, возникли проблемы с проводкой. Теперь для того чтобы вернуться домой, необходимо подкопить средств и сделать ремонт. А пока многодетная семья получает необходимую помощь. Младшие дети посещают детский сад, старшая девочка ходит в школу.

Ранее здесь оказались четыре семьи с Украины. Три из них прибыли из Мариуполя. Летом в кризисное отделение попала женщина, которая опасалась крайне негативного отношения к приезжим, она была удивлена доброжелательностью россиян. В Орске ей помогли с оформлением российского паспорта – теперь она будет получать пенсию. Удалось найти жилье – уже оформлена новотроицкая прописка, так что в скором времени гостья покинет кризисное отделение и будет строить свою жизнь самостоятельно.

В числе приезжих – и отец со взрослой дочерью-инвалидом, которая передвигается на коляске.

– Эта семья тоже из Мариуполя, – делится Алла Анатольевна. – Мы помогли мужчине оформить пенсию, дочке подтвердили инвалидность. Люди воспряли духом.

Жилые комнаты постояльцев отделения расположены на втором этаже. Супруги Ирина и Вячеслав, приехавшие из Херсонской области, соглашаются рассказать нам о себе.

– Мы из Новой Каховки. Выехали из дома 19 октября, потому что оставаться там было очень опасно, территория обстреливается, – рассказывает Ирина. – Решили поехать к родственникам в Казахстан. До этого муж успел получить российский паспорт, а я – нет: заявление давно подала, но документы из-за обстрелов завозились нерегулярно. На пункте пропуска нас развернули, и в Казахстан мы не попали.

Таксист подсказал клиентам, что в Орске есть кризисное отделение, где можно остановиться. После звонка в Комплексный центр социального облуживания супругов разместили в учреждении.

– Здесь очень хорошо, – отмечает Вячеслав. – Мы такого даже не ожидали.

Паспорт Ирины скоро прибудет в Орск и супруги смогут отправиться к родне. Со временем они планируют вернуться домой, в Новую Каховку, а пока радуются, когда есть связь с родными и близкими, оставшимися дома; когда удается узнать, что те живы; и с огромным нетерпением ждут окончания боевых действий.

 

Больше всего в кризисном отделении молодых мамочек.

– Дочка месяц гостила у моей родственницы, у которой в свое время я была под опекой, – делится своей историей одна из молодых женщин. – Я несколько раз приезжала, смотрела, как они там. А в октябре к нам заглянули специалисты органов опеки. Спросили: «Ты не справляешься с ребенком?» Рассказали про кризисный центр и предложили пожить здесь вместе с дочерью. Честно говоря, я испугалась, что у меня могут забрать ребенка, и поехала. Здесь мы уже две недели. Во многом мне помогают сотрудники отделения и другие мамочки. Я стою в очереди на квартиру; когда ее дадут, мы с дочкой сразу туда переедем. Условия здесь хорошие. Кроватку и все необходимое нам предоставили. Боялась, что придется сидеть в четырех стенах, но мы каждый день ходим гулять, с детьми занимаются, есть игровая комната, оказывают психологическую помощь. 

 

Недавно в отделении случилось пополнение. Одна из женщин родила сына. Сотрудники помогают ей заботиться о новорожденном. А добрые люди помогают вещами – кто-то безвозмездно отдает отделению детскую мебель, члены клуба «28 петель» приносят вязаные игрушки и одежду, которая оказывается малышам весьма кстати.

– К нам попадают молодые мамочки, многие из которых сами росли в непростых условиях, – говорит Алла Закарлюкина. – Приходится им объяснять базовые вещи: как правильно ухаживать за детьми; что кормить детей нужно не «бэпэшкой», а кашами. И вставать следует, не когда ты выспишься, а когда проснулись дети, умыться, прибраться в комнате, сварить завтрак, проводить детей в школу или в садик. Поначалу мамам бывает сложно, но постепенно все адаптируются. Очень радует, когда наши усилия дают должный эффект. В числе первых к нам попала женщина с тремя детьми. Мы помогли ей оформить пособия, получить денежные выплаты, оформили ребенку пенсию по потере кормильца. За счет материнского капитала и средств региональной поддержки она купила дом в деревне, отремонтировала. Социальные работники уже были у них, семья живет в комфортных условиях. Пока они находились у нас, мы помогли обследовать детей. Выяснилось, что у ребятишек имеются проблемы со зрением; подобрали очки. Сделали для них все, что могли. Где-то буквально водили маму за руку, подсказывали, куда пойти дальше, что предпринять. И эта женщина потихоньку встает на ноги.

 

На стендах в отделении можно заметить памятки, рассказывающие о мерах социальной поддержки и безопасности. О том, что ребенок способен моментально забраться на окно и открыть его, нелишне напомнить всем. Некоторые женщины, оказывающиеся в кризисном учреждении, лишены прав на старших детей, но стараются не потерять младших. Живут в стенах социального учреждения и молодые парни, которым некуда пойти.

– Для нас главное, чтобы человек сам хотел выбраться из той ситуации, в которую он попал, – уверяет Алла Анатольевна. – Прийти и просто жить здесь – это не про нас. Мы не социальная гостиница, не ночлежка. У нас есть молодой человек, который попал сюда из «Феникса» (центра адаптации людей без определенного места жительства). Он ждет исполнения решения суда, по которому ему должны дать квартиру. Есть другой молодой человек: много лет назад он приехал с матерью из Узбекистана, и ему необходимо содействие в оформлении гражданства. Мы готовы помогать, но даем каждому возможность научиться решать вопросы самостоятельно. Конечно же, если требуется наша помощь, всегда подключаемся, но еще раз повторюсь: наша задача не взращивать иждивенцев, которые будут приходить сюда зимовать. Мы должны помочь людям найти работу, снять квартиру, если нет возможности накопить на нее, устроиться в жизни.

 

Алкоголь в кризисном отделении под запретом. В помещениях общего пользования идеальный порядок. Даже в детской игровой ни соринки. По-другому нельзя. Санитарные нормы в подобных учреждениях должны соблюдаться неукоснительно. Но, несмотря на жесткие требования, те, кому довелось здесь побывать, оставляют исключительно положительные отзывы, ведь именно здесь им протянули руку помощи, так необходимую в тот момент, когда было совершенно не на кого опереться.

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Spread the love
Click to listen highlighted text!