«Стрижи» уходят в крутое пике
Без денег самолеты не полетят. Пожалуй, это стало лейтмотивом выступления начальника аэроклуба «Стрижи» Александра Антонова на заседании Общественной палаты города.
Долг аэроклуба составляет 7 миллионов рублей. А с учетом накопленных ранее долгов и необходимости срочного ревизионного капитального ремонта самолетов сумма вырастает до 25 миллионов.
Александр Антонов, полтора года руководящий «Стрижами», оказался заложником непростой ситуации. Долги у одного из старейших в стране авиаспортклубов, в стенах которого воспитаны девять Героев Советского Союза, начали накапливаться с 2013 года. Усилия по выходу из кризиса предпринимались, но кардинально ситуацию изменить не удается.
– В последние выходные на прыжки с парашютом с самолета пришли только 9 человек, – поделился Александр Анатольевич. – Заработано всего 18 тысяч рублей. У любителей парашютного спорта в регионе туго с финансами, поэтому ждать большого притока желающих не приходится. Ищем спонсоров, но это непростая задача. Определенную помощь оказали руководители Орского нефтеперерабатывающего завода и Орского механического завода. Огромное им спасибо за поддержку, однако долговая яма нас просто поглощает. Только общая сумма штрафов по задолженностям составляет более 2 миллионов рублей.
Из двух самолетов АН-2 в небо поднимается один, и у того уже заканчивается летный ресурс, требуется срочный ремонт. Второй самолет и вовсе 25 лет не проходил капитального ремонта. Совсем скоро аэроклубовцы окажутся в ситуации, когда они не смогут подняться за облака. Орчане задолжали Шахтинскому авиазаводу полмиллиона рублей за предыдущий капитальный ремонт, без погашения долга очередной ремонт заводчане производить отказываются.
В «Стрижах» в работе находится только 14 парашютов, спасательных приборов осталось всего 10. Срок эксплуатации куполов заканчивается в 2019 и 2020 годах, а стоят современные купола не менее полумиллиона рублей.
После возведения воздушно-десантного комплекса приостановлено и развитие Центра военно-патриотического воспитания молодежи. Подписанное в 2016 году соглашение между ЦС ДОСААФ РФ и администрацией Орска так и осталось на бумаге, а без развития Центра будет сложно выжить и «Стрижам».
– Нужен ли городу Центр военно-патриотического воспитания молодежи? – прямо вопрошал Александр Антонов на заседании общественников, где присутствовал и глава города Андрей Одинцов. – Мы в свою очередь стараемся идти навстречу городу: в ближайшее время, после списания, передадим муниципалитету вертолет, который войдет в число памятников Орска, посвященных участию советских воинов-интернационалистов в боевых действиях в Афганистане, а также участию российских воинов в других локальных конфликтах.
– Безнадега какая-то! – воскликнул один из членов палаты. –
Может, стоит региональное отделение ДОСААФ Оренбургской области и Центральный совет ДОСААФ России повернуть лицом к проблеме «Стрижей»? Без их участия вряд ли мы сможем на месте распутать клубок экономических проблем, потому что организация не относится к муниципалитету, а является общественной и государственной структурой, подчиненной ДОСААФ.
Как оказалось, по словам Александра Антонова, в Оренбурге и Москве прекрасно знакомы с ситуацией в Орском аэроклубе, но никаких подвижек нет.
– Администрация города выполнила свои обязательства во время возведения воздушно-десантного комплекса, – парировал глава Орска Андрей Одинцов. – Стараемся по возможности решать и другие проблемы. В частности, подготовлен документальный проект по газификации «Стрижей», но для этого требуется без малого 5 миллионов рублей. Из бюджета их взять невозможно, потому что аэроклуб не муниципальная организация. Считаю, что необходимо проявить настойчивость в финансовой поддержке аэроклуба со стороны ДОСААФ. К сожалению, я не держал в руках конкретный план выхода из кризиса. Скажем, мы через благотворительные фонды попытаемся погасить долги «Стрижей», произвести дорогостоящий ремонт самолетной техники. А что потом? Снова все пойдет по кругу: накопление долгов, просьбы о помощи? Нужна программа выхода из кризиса, поиск путей зарабатывания средств. Мы ведь имеем преимущества перед крупными центрами в плане возможности снижения цен на услуги по проведению учебных полетов летчиков-любителей, курсантов, совершение прыжков иногородними парашютистами. Почему не используем эти резервы?
В прошлом году в Орске совершали прыжки 60 парашютистов из областного центра; в этом году они, видимо, выбрали другое место для тренировок.
Члены Общественной палаты города решили высказать свою позицию в поддержку авиаспортклуба «Стрижи», направив официальные обращения в ЦС ДОСААФ РФ и Оренбургскую областную Общественную палату.
Константин Мусафиров,
корреспондент