Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Интервью

Большая семья — это счастье!

Воспитать восьмерых ребятишек в наше время решится далеко не каждая женщина. Елена Панкратова рада, что стала многодетной мамой, ведь дети наполняют жизнь особым смыслом. Забот и хлопот хоть отбавляй, но она считает себя счастливой женщиной.

-Елена Андреевна, вы всегда мечтали о многодетной семье?

– Нет, в юные годы я и представить не могла, что все сложится именно так. Росла в деревне, в семье, где было 10 детей, и видела, как непросто приходится родителям, ведь всех нас надо было одеть, обуть, накормить. С детства обращала внимание: в тех семьях, где росли один-два ребенка, им больше всего покупали, мне же приходилось донашивать вещи за сестрами. Я завидовала девчонкам из небольших семей, злилась на своих родителей, думала: сама больше двух детей рожать не стану! После школы мы с подругой уехали в Ригу, где жили ее родственники. Там я вышла замуж, поступила на заочное отделение в институт гражданской авиации, нашла работу. Появился сын. Когда забеременела вторым, все обстоятельства говорили: сейчас не время рожать. Сыну год и четыре, жили мы у свекрови, морально и материально от нее зависели. Она настояла на аборте, сказав: «Подумаешь! Это как прыщ удалить». Я была комсомолка, атеистка, с легкостью согласилась. Но сразу после аборта, когда меня принесли в палату, стала выть душа. Я осознала, что совершила непоправимое. С мужем мы вскоре расстались. А через некоторое время он погиб…

 

– Расстались из-за прерванной беременности?

– Думаю, да. Сейчас аборт стал нормой, но он рушит отношения между мужчиной и женщиной. Подсознательно каждой из нас хочется поддержки, защиты. А не получая их, мы разочаровываемся, любовь гаснет. Постепенно женщина начинает ненавидеть мужчину. По крайней мере у нас было именно так.

Мне повезло: позже я встретила мужчину, вместе с которым обрела настоящее счастье. Познакомились мы в августе 1991-го. Я отдыхала с сыном в пансионате в Юрмале. В это время случился путч, в Риге были баррикады, туда стянули войска, а в курортном городке все было спокойно. Вечером, прогуливаясь по центральной улице, присела на скамейку послушать барда, и ко мне подсели двое ребят, попросив подсказать хорошее кафе. Один из парней шутил, балагурил, а второй больше молчал. Смотрел на меня голубыми глазами с огромными ресницами, а потом назначил свидание. Между нами вспыхнуло яркое чувство. Он вскоре ушел в рейс, так как служил моряком дальнего плавания, а когда вернулся, предложил создать семью. Мы сразу решились на общего ребенка, но беременность никак не наступала. Тогда-то я в полной мере осознала последствия аборта. Именно в это время пришло покаяние. С мольбами о малыше я стала обращаться к небесам. В юности смеялась над бабушкой и мамой, над их верой в Бога. А потом сама к этому пришла. Я поклялась и Богу и себе, что если мне удастся забеременеть, никогда в жизни больше не избавлюсь от ребенка. А еще решила, что для искупления греха возьму сироту. И случилось чудо! Беременность была непростой, ребенка пришлось сохранять. Но когда у нас появился общий сынок, я сказала мужу, что готова рожать всех детей, которых пошлет Бог. И он меня поддержал. Младшего, Мишеньку, я родила, когда мне было 45.

 

– Наверняка вам пришлось столкнуться и с косыми взглядами. В 90-е больших семей было мало, многодетность не одобрялась в обществе.

– Из Риги мы вынуждены были уехать, так как муж остался без работы. Поехали в Оренбуржье, к родственникам супруга. В Орске соседка меня постоянно отчитывала: «Опять беременная! Вы что нищету плодите?». И свекровь ругалась: «Взрослые люди, с высшим образованием… Вы что, предохраняться не научились?!». А муж радовался всем моим беременностям, и это очень вдохновляло! В итоге у нас 6 сыновей и 2 дочери. Все любимые и желанные!

– Воспитывая детей, что старались им дать?

– Мы сразу планировали, что все дети будут получать музыкальное образование и заниматься спортом. С малых лет водили их на различные развивающие занятия. Никто из ребят никогда не слонялся без дела, все организованы, у каждого есть свои домашние обязанности. Воспитываем их довольно строго, не позволяя лениться, ведь это важно для их дальнейшей самостоятельной жизни. Все наши дети стремятся получить образование, выбрать профессию по душе.

 

– Большая семья – это серьезная финансовая нагрузка. Как справляетесь?

– Добытчик в семье – мой супруг. Сразу по приезде в Орск он устроился на ОХМК. Я, несколько лет поработав в детском саду, поняла, что хочу посвятить жизнь воспитанию своих детей. Конечно, в 90-е приходилось непросто, особенно когда на комбинате, как и практически везде, задерживали зарплату. Нас в это время здорово выручал огород, свое подсобное хозяйство. И сейчас это хорошее подспорье!

 

– Вы сказали, что у вас было желание взять сироту. Удалось его реализовать?

– Удалось. Нежданно-негаданно в нашей семье появился Ванечка. Ему было шесть, когда умерли его родители, а бабушка решила отдать его в детский дом. Узнав от знакомых, что ребенок в таком положении, я пообещала подыскать ему заботливую бездетную семью. Нашла. Но бабушка оказалась очень нетерпеливой, и воскресным вечером она привела мальчика к нам домой, вручив небольшой рюкзачок с вещами. Так как семья, которая была готова взять ребенка, жила далеко, на ночь мальчик остался у нас. И сразу Ваня стал называть нас мамой и папой. Несмотря на юный возраст, он старался чем-то помочь, угодить, ему хотелось остаться в нашем доме. Мы были не против, но сомневались, что органы опеки дадут добро. Однако руководитель службы Валентина Бауэр, познакомившись с нами поближе, сказала: «Где пятеро детей, там и шестой вырастет».

К тому времени Ваня уже ходил в класс шестилеток, но школьную программу не тянул. Мы перевели его в подготовительную группу детского сада, которую посещал один из наших сыновей. А на следующий год они вместе пошли в школу. Психологи и педагоги пугали нас, что с учебой могут возникнуть большие сложности, предлагали идти в спецшколу. Мы этого не сделали, ведь понимали: все проблемы у ребенка от педагогической запущенности. И постепенно Ваня подтянулся. Школу он окончил хорошо, сам поступил в институт. Но из-за своего боевого характера оставил учебу и ушел в армию. Сейчас он служит по контракту.

 

– Несколько лет назад вам вручили орден «Материнство». Что значит для вас эта награда?

– Было очень приятно. Здорово, что сейчас отношение к многодетным семьям изменилось. Многодетная – не значит нищая или неблагополучная. Я активный пользователь Инстаграма, и на своей страничке не только выкладываю фото своих детей и внуков (у меня их уже 5), но и рассказываю о счастливых семьях, воспитывающих от 6 до 20 детей. Таких семей у нас не так мало, как может показаться.

 

–  Кроме заботы о своих детях, сейчас вы занимаетесь общественной работой. Вас часто можно встретить на мероприятиях некоммерческой организации «Радуга».

– Когда самый младший сынок подрос, я поняла, что хочу делать что-то еще, помимо дома и заботы о семье. Уже несколько лет «Радуга» занимается профилактикой абортов и пропагандой здорового образа жизни. Мы общаемся со школьниками и студентами. Помогаем и женщинам, оказавшимся перед непростым выбором. Объясняем не с духовной, а даже больше с медицинской точки зрения, чем опасен аборт, куда можно обратиться за поддержкой в трудной ситуации. Мы помогаем молодым мамочкам с подбором необходимых вещей, ведь у нас много друзей и знакомых, у которых остаются коляски, кроватки, детская одежда и многое другое. Ко Дню матери планируем собрать женщин, котором мы помогаем, которых опекаем, поздравить их с нашим общим праздником.

Людмила Светушкова,
выпускающий редактор

Spread the love
Click to listen highlighted text!