Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
ИнтервьюКультура

Татьяна Кислова: «Школа искусств учит трудиться»

В субботу профессиональный праздник отметят работники культуры. Это люди особого склада, которые глубоко чувствуют прекрасное и с удовольствием несут культуру в массы.

Накануне в гостях у «ОГ» побывала Татьяна Кислова – директор ДШИ № 3, в которой растут юные таланты – музыканты, художники и артисты.

 

– Татьяна Геннадьевна, как вы пришли в культуру и сколько лет возглавляете школу?

– Я начала преподавать в школе искусств Медногорска в 1978 году. 41 год назад переехала в Орск и пришла работать в ДШИ № 3. Уже 35 лет работаю здесь директором. На руководящую должность мою кандидатуру выдвинул коллектив. Конечно же, это наложило большую ответственность: еще вчера мы были на равных, а тут мне как руководителю нужно выстраивать политику учреждения, отношения между всеми участниками учебного процесса. Было непросто, поскольку на тот момент мне было 30 лет. Но некоторый опыт имелся, и было желание что-то преобразовать.

 

– Тогда еще здание школы находилось в бараке, насколько я помню, в районе улицы Станиславского?

– Да, это было здание барачного типа на Краматорской, 17. Уютное и теплое, но места там было мало, школа нуждалась в расширении. Когда бараки стали сносить, нам предложили здание на Краматорской, 5, где мы находимся сейчас. На тот момент оно было разрушено и никому не принадлежало. Мы начали капитальный ремонт. Это была масштабная стройка. В те годы приходилось через мэра города выписывать материалы: гвозди, доски, дранку. Закупали все на разных предприятиях. Как руководитель, я курировала ход работ, так что в школе для меня родной каждый уголок.

Переезд в новое здание был событием. Большой концертный рояль нам, сотрудникам школы, пришлось катить по улице Краматорской. В двери он не проходил, поэтому заносили его через открытый оконный проем. Рояль стоит у нас до сих пор, мы очень бережно и трепетно к нему относимся. Этот поистине королевский инструмент доступен всем ученикам музыкального отделения, украшая их выступления.

 

– Один философ как-то подметил, что человеку для вкуса, как и для ума, необходима культура. Вы с этим согласны?

– Согласна. Считаю, что культура вообще помогает людям сосуществовать. Нам не обойтись без культуры общения, культуры поведения. Это составляющие человеческого бытия. Жить без культуры невозможно, как и без творчества.

Своим ученикам всегда говорю: кем бы вы ни стали, творческая жилка выручит в любой профессии. И если в ком-то ее не обнаруживается, это очень неинтересный для общества и для самого себя человек.

 

– Сегодня ДШИ № 3 – самая крупная школа искусств в городе. Что для себя считаете главным критерием эффективности работы школы?

– Показатель эффективности – это востребованность. Когда дети бегут в школу, когда есть конкурс, чтобы сюда поступить, когда у педагогов есть стремление повышать качественный уровень обучения, школа становится привлекательной. Сегодня у нас занимаются 610 ребят. 390 из них обучаются на бюджете, по предпрофессиональным и общеразвивающим программам, 220 – на отделении самоокупаемости, в группах раннего эстетического развития. У нас есть дети, которые ездят в школу из разных районов города.

Прошлой осенью на вступительных испытаниях у нас был большой конкурс, поступило более 400 заявлений. Было много желающих учиться на гитаре, фортепиано, скрипке, в хоровом отделении. Если говорить о художественном – там было просто паломничество.

 

– В школу берете не всех?

– Всех, кто очень хочет учиться. В прошлом году у нас даже была такая ситуация: пришел мальчик не с нашего района, хочет поступать. Предложили пойти в другую школу, ближе к дому. Мальчик расстроился. Уходя, он сказал: «Я все равно на следующий год приду к вам!» И знаете, какой-то осадок остался. Мы вернули этого ребенка. Он стал у нас заниматься.

Что касается способностей, они есть у каждого, и их можно развить, если есть желание, взаимопонимание между учеником и педагогом. Даже «гудошников» (так называют тех, кто поет на одной ноте) можно исправить. Много лет назад к нам приезжал коллега из Челябинска, давал мастер-классы для хоровиков, и он показал, что при должном мастерстве педагога такие дети начинают петь.

 

– Тем, кто идет на предпрофессиональные программы, стоит рассчитывать на более жесткий отбор?

– Безусловно. И для этого есть причины. К примеру, на фортепиано предпрофессиональная программа предполагает 8-летний срок обучения. Эту дистанцию чисто физически нужно осилить. Ребенок здесь играет не только те произведения, которые хочет, но и гаммы, этюды, другую обязательную программу.

 

– Не каждому такое под силу.

– Не каждому. Но это воспитывает характер. Как сказала одна их наших родительниц: школа искусств – это школа, которая учит трудиться. И для меня это стало девизом, который я озвучиваю родителям. Ни один инструмент не заиграет сам. Без трудолюбия даже талантливому человеку ничего не добиться. Нужны усердие, усидчивость и старание.

 

– И хорошие педагоги. У вас устойчивый, стабильный коллектив. Благодаря чему?

– Благодаря любви к своей профессии, любви к детям, желанию совершенствоваться и существовать в этой школе. У нас сложился прекрасный коллектив, и мы будем рады принять в него креативных людей. Сейчас нам нужны педагоги-художники, так как трое молодых преподавателей в декретном отпуске. Вообще, очень здорово, когда в ряды педагогов вливается молодежь, у нее свой взгляд на мир, свежие интересные идеи.

 

– На сайте школы искусств и в соцсетях публикуется много информации об участии ваших учеников в разного рода конкурсах. Что ни поездка – обязательно победа.

– Я считаю, что все дети должны проходить через конкурсы. У нас много внутренних конкурсов. Начиная с апреля, они проходят на уровне классов разных педагогов, на уровне школы. Потом отправляем ребят на зональные конкурсы, региональные, всероссийские, международные. Некоторые дети испытывают волнение на публике. Для того чтобы его преодолеть, все наши ребята проходят через концертные выступления. Выступают в качестве солистов, в ансамблях, в хоре, в оркестре. Очень важно, чтобы родители поддерживали своих детей. Важно, чтобы в зале у ребенка был свой зритель, который будет ему по-особому аплодировать, искренне радоваться его успеху.

Активно участвуют в конкурсном движении и наши художники. Их работы выставляются не только в школе, но и на городском уровне: в библиотеках, в фойе администрации города, на городских праздничных площадках.

Высокие результаты наших ребят – заслуга их труда, заслуга преподавателей, родителей, которые поддерживают. Стараемся выдвигать талантливых ребят на премию «Молодые дарования Оренбуржья», отправляем их отдыхать в «Артек», в «Орленок», в лагерь «Солнечная страна» в Ташле. Для творческого человека важно публичное признание. Оно окрыляет, дает возможность взлететь выше.

 

– Какие приоритеты у школы сегодня?

– Школа похожа на живой организм, который никогда не замирает. Ведем активную внеурочную деятельность. Сейчас начали новое дело – с января проводим мероприятия по «Пушкинской карте». Радует, что они востребованы. За качество наших мастер-классов я ручаюсь. Каждый месяц мы проводим «Культурную субботу» с интересными, разнообразными мероприятиями для жителей города.

 

– Объем работы при этом увеличивается?

– Нагрузка растет день ото дня, но мы понимаем, что главное – это учебный процесс, если он даст слабинку, наша миссия провалена. Важно сохранить то, что наработано, а все остальное – как дополнение. Для социума мы тоже должны работать.

 

– О чем мечтаете?

– Хотелось бы дать возможность заниматься здесь и взрослым. Но ежедневно с 8 утра до 8 вечера школа заполнена. Нам бы еще одно такое здание – и мы бы смогли реализовать идею. Каждый год с начала сентября нам поступают звонки от взрослых людей: примите нас, хотим заниматься! Потребность есть. Но пока мы работаем только с детьми от 5 до 18 лет. У нас действует 10 направлений: фортепианное, хоровое, художественное, народных и оркестровых инструментов и общеразвивающие программы для детей младшего возраста.

 

– Вы сами сегодня занимаетесь не только административной работой, но и преподаете. Как удается это совмещать?

– Преподаю историю искусств на художественном отделении. Стараюсь все успевать. Мне очень важно общаться с детьми, видеть, что их интересует, ведь дети меняются от поколения к поколению. Это помогает выстраивать работу школы.

 

– Чем увлекаетесь помимо работы?

– Люблю природу. Наверное, для меня это уголок релаксации, где я могу остаться с собой один на один. Мое любимое время года – весна, поскольку за ней начинается лето. Люблю общаться. Люблю читать. Сейчас ощутила потребность в перечитывании классики: Чехова, Пушкина, Толстого, которых я любила в юности. Читаю то, что мне советуют друзья, коллеги. Я очень рада, что стремление к чтению через меня передалось моему сыну. Он любит читать, выписывает книги. Очень люблю готовить, люблю быть с семьей, заниматься домашними делами.

 

– Что хотели бы пожелать коллегам?

– Крепкого здоровья; чтобы была возможность работать; чтобы были успехи и победы; чтобы были темы для вдохновения. Ну и, конечно же, чтобы была любовь и понимание окружающих; чтобы дома было все в порядке, и чтобы в сердце жила надежда, что все будет хорошо.

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Spread the love
Click to listen highlighted text!