Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Восточный маршрутИнтервьюОбразование и наука

«Туризм – не отдых», уверена заслуженная путешественница России, педагог орского Дворца пионеров

Анна Глотова помнит, как второклассницей сидела в пионерской комнате школы № 27 и с интересом рисовала топографические знаки. Это были первые туристские знания у девочки.

А ее все время «тянуло в лес». Наконец класс отправился в первый поход в Зауральную рощу, где ребята с учителем изучали природу и читали Тютчева, а позже – в пятидневное путешествие с ночевками в Губерлю, в район Белошапки.

 

– Это было в 1984 году – с брезентовыми палатками, неподъемными рюкзаками, ватными спальниками и провизией, – поделилась Анна Александровна. – Там я познакомилась с настоящими туристами из городского клуба «Азимут», который возглавлял Владимир Дубов, легенда орского туризма, воспитавший не одно поколение. В прошлом году, к сожалению, он ушел из жизни. Мне безумно повезло, что у меня был такой тренер и наставник, который в любую погоду ходил с нами каждые выходные в поход в Ущелье. Владимир Павлович нес рюкзак массой 60 килограммов за спиной, а мы следовали за ним.

Сегодня Анна Глотова (Фриккель) – единственная женщина Оренбуржья, имеющая звание заслуженного путешественника России. Старший инструктор спортивного туризма, педагог дополнительного образования Дворца пионеров и фанат сложных турпоходов в свое время дважды выполнила норматив мастера спорта по туризму, но так и не получила звания по причинам, о которых расскажет далее. А буквально на днях наша собеседница удостоилась благодарности Министерства спорта РФ за существенный вклад в развитие отрасли. Ни одно мероприятие области и города: туристские чемпионаты, фестивали, соревнования, семинары – не обходится без ее участия и судейства.

 

Маршрут по поселкам остается мечтой

Юные туристы Дворца пионеров занимаются на базе школы № 37. Преимущественно это начальные классы – 90 человек – и группа постарше. Для ребят организуются простые походы с ориентированием по картам, преодолением естественных препятствий, знакомством с водным снаряжением; участие в соревнованиях по спортивному ориентированию в полной темноте с фонариками, строительство снежных укрытий и многое другое. В перспективе Анна Александровна надеется основать полигон для спортивного туризма в помещении школы и проложить по всем современным нормам безопасности маршруты по поселкам Орска. Но пока это мечты.

Современных детей в природную среду выводить чрезвычайно сложно. Условия настолько жесткие, что руководителю легче отказаться от затеи. Походов боятся и родители, опекая со всех сторон и не давая ребенку закалки, самостоятельности и свободы, загружая репетиторством. Да, от форс-мажоров никто не застрахован, но тепличные условия вредят гораздо больше.

– Для меня туризм – это прежде всего путешествия в труднодоступные районы. Зимой на лыжах, летом на байдарках, велосипедах, пешком, хотя сейчас все чаще практикуется так называемый туризм в четырех стенах – спортивных залах, – отметила Анна Глотова. – Уже выросло целое поколение мастеров спорта по туризму, которые ни разу не ходили в походы. Есть еще одно спорное мнение, что туризм – это отдых. Кто так считает, приглашаю вместе со мной как-нибудь «отдохнуть».

 

Рюкзак от себя не отпускать

В советские времена на всех предприятиях Орска работали секции туризма. Выезжали в Кувандык, на реку Сакмару. В конце 80-х Анне Александровне, уже опытной туристке, приходилось судить соревнования. Как-то автобусы увезли людей, а машина со снаряжением, идущая следом, сломалась. Все приехали – а ничего нет: ни палаток, ни еды.

– Рюкзак оказался только у Владимира Дубова, который его от себя не отпускал, – рассказала Анна. – Благодаря этому в дождь выстояли: установили палатку, натянули целлофан, поели. И я уяснила правило: рюкзак всегда должен быть рядом.

Начинала туристка с походов по Оренбуржью, а потом шагнула далеко за его пределы. В 90-е годы путешествовали порой с килограммом вермишели, картошкой и морковкой, о тушенке и не думали.

 

Со званиями вышла незадача

В 1994 году Анна стала работать по совместительству от станции детского туризма на базе школы № 38. Новое учреждение было оснащено всем – байдарками, палатками, рюкзаками, спальниками, ковриками, лыжами… С первым набором девчат, с которыми они дошли до походов 3-й категории сложности, она общается до сих пор. Росли дети, росла вместе с ними она сама, успевая на основной работе быть страховым агентом. В начале нулевых наша героиня перешла в центр туризма Новотроицка и осталась совместителем в «Искре», продолжая работу в школе № 38. В соседнем городе было проведено более 150 походов и появились значимые результаты в работе с детьми. Это, к примеру, участие в чемпионате России по спортивному туризму, в походах 5-й категории сложности на Приполярный Урал, Восточный Саян, Алтай… Со взрослыми туристами Анна ходила в Карелию, на Камчатку, рассказы о которых достойны отдельной книги. Там жила в лагере у Матвея и Дмитрия Шпаро, знаменитых полярных путешественников. Кстати, именно благодаря Матвею Шпаро, который совершил переход в полярную ночь к Северному Ледовитому океану, в 2014 году вернули присвоение званий мастера спорта и КМС по туризму, которые прекратили давать в 2006-м. Парадокс ситуации в том, что нормы по 10 походам максимальной категории сложности сама Анна Глотова выполнила как раз в период отмены. А после 2014 года из-за травмы спины более не решилась на подвиги в большом спорте. Именно поэтому звания мастера спорта, о чем мы уже упоминали в начале публикации, волею судьбы в золотое время расцвета своей туристической карьеры получить не удалось. Обидно? Уже нет, потому что приоритеты давно поменялись, а туризм она любит и считает своей судьбой и без официальных документов.

 

Сломанные носы

Историй в памяти туриста не сосчитать. Есть среди них и печальные, и смешные. Помнит Анна Александровна трагедию в Джанаталапе, когда местные подростки, угнав автомобиль, переехали на нем палатку туристов. Погиб 17-летний парень.

Запомнился новогодний случай с туристических каникул на вершине горы Иремель в Башкирии. Как руководитель группы, Глотова встала на лыжи прокладывать спуск через камни, завалы, подлесок. За ней сзади растянулись подростки. Вдруг кто-то кричит: «Марат нос сломал!»

– У меня сразу мысли: где первого января искать в деревне медика, как остановить кровь, как спустить парня с горы? – вспоминает Анна. – Вдруг опять кричат: «Серега тоже сломал!» Да что это такое! Куда они лезут? Что там за непреодолимое препятствие? Подъезжаю: крови нет, все бодрячком. Лыжу поднимают. Сразу облегчение. Лыжный нос ремонтируется в два счета. Продолжаем маршрут и смеемся до сих пор над этой историей.

Юлия Замятина, корреспондент,

Фото из личного архива Анны Глотовой

Spread the love
Click to listen highlighted text!