Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Культура

С музыкой по жизни. Памяти музыканта и педагога Валерия Туркина

Сегодня, 23 марта 2023 года, исполнится 40 дней со дня смерти заслуженного работника культуры Орска, талантливого музыканта и педагога Валерия Туркина.

Более 30 лет он руководил детской школой искусств № 4. Многие знали его как прекрасного баяниста. Он любил музыку, любил людей, любил жизнь.

Мне довелось учиться в его школе, и могу сказать с уверенностью: его уважали и ученики, и педагоги, и родители. Он был человеком авторитетным, строгим, но в то же время добрым и справедливым. Он не мог жить без музыки.

В одном из интервью «ОГ» Валерий Николаевич признавался, что с детства мечтал научиться играть на гармони. Первые уроки ему дал дядя. А позже, подбирая мелодии на слух, он мечтал поступить в музыкальную школу. И мечта сбылась. Более того, она переросла в дело всей жизни, в дело, которое приносило радость.

Он все успевал: руководил школой, обучал ребят, аккомпанировал городскому хору ветеранов, играл ансамблем с коллегами и, кажется, не расставался с баяном. А с каким восторгом он рассказывал об успехах своих воспитанников! Искренне гордился тем, что более 60 выпускников школы стали профессиональными музыкантами.

Друзья, коллеги, ученики вспоминают Валерия Туркина с большой теплотой и отмечают: его уход – большая утрата для города.

– Мы познакомились вскоре после того, как Валерия Туркина перевели из Новоорской школы искусств, где он был директором, в музыкальную школу № 4, – вспоминает руководитель хора ветеранов Владимир Попов. – Работая в музыкальном училище, мы с коллегами курировали школу, приходили на экзамены. Когда познакомились с Туркиным поближе, я услышал, как он играет, и предложил ему аккомпанировать хору ветеранов. Тогда аккомпаниатором у меня уже был Геннадий Дерюгин, мы стали работать вместе. Как музыкант он был просто великолепен! Дерюгин тоже был баянистом высочайшего класса, но он технарь. А у Туркина был совсем другой, гармонический склад. Они невероятно друг друга дополняли, это был прекрасный тандем. Понимали друг друга с полуслова. Эти времена никогда не уйдут из памяти.

Как человек он был очень порядочный, обязательный. Мы часто выезжали в другие города, и он всегда находил на нас время. Брал с собой своих учеников. Помню, как мы выступали в Гайском доме-интернате для особенных детей, как пел хор, как играл тогда еще маленький Ваня Бычков, ныне лауреат международных конкурсов.

Всегда в Валерии было желание жить, стремление работать. Когда он заболел, мы часто перезванивались. Вместе с отцом Сергием не раз были у него в гостях, приезжали, пели песни. Последние годы он был прикован к постели, но никогда не падал духом.

– Он был человеком творческим и неординарным, – отмечает заведующая отделением народных инструментов ДШИ № 4 Лариса Нефедова. – Мог легко зажечь других. Некоторые моменты надолго остаются в памяти. Как-то вместе мы ездили на международный конкурс в Бузулук, он был концертмейстером моего ансамбля ложкарей, и ансамбль получил первое место. Едем в поезде, ребята довольные, хвалятся. Народ удивляется: как так, ложкари – и первое место? И тут Валерий Николаевич говорит: «А мы сейчас вам сыграем». Я говорю: «Да вы что, это неудобно!» А он уже достает баян. И мы всех в вагоне развеселили. Наши концертные номера попутчикам очень понравились. Нас снимали на телефоны. А какие были аплодисменты! Дети были счастливы. Только Валерий Николаевич мог вот так запросто начать играть.

А как он играл! Таких концерт-мейстеров в городе практически не осталось. На лету мог подхватить любую мелодию.

Он был специалистом очень высокого класса, я всегда обращалась к нему за советом. А еще был очень человечным руководителем. Всегда входил в положение, старался уладить любые конфликтные ситуации, чтобы все жили дружно.

Он стоял у истоков конкурса имени Евгения Куревлева. Поддержал идею нашей коллеги Таисии Тарасовой, которая выучила со своими учениками этюды Куревлева и в своем классе устроила конкурс. Валерий Николаевич это увидел и предложил: «А давайте в школе проведем такой конкурс среди аккордеонистов и баянистов?» Потом он выступил с предложением придать ему статус городского. Со временем конкурс вырос до международного. Сейчас он проходит на трех площадках.

Туркин был солистом педагогического ансамбля «Экспромт». И мы, педагоги, тоже участвовали в конкурсах, завоевывали призовые места, как-то даже взяли Гран-при.

– Это был прекрасный человек, руководитель от Бога, у которого честность и справедливость были на первом месте, – делится преподаватель народного отделения ДШИ № 4 Людмила Баринова. – У него не было ежовых рукавиц, но все педагоги ему подчинялись. У нас были очень доверительные отношения. Мы не могли его подвести, были сплоченными, как одна семья.

Прежде чем подписать какое-то важное распоряжение, он сообщал об этом коллективу, собирал совет. Всегда радовался нашим достижениям. Если кто-то ехал на конкурс, первым звонил, узнавал результаты, всегда поздравлял победителей.

С ним мы не чувствовали никаких административных барьеров. Если он играл у меня в оркестре, он слушал меня, как ученик. На каком месте находился, ту роль и выполнял. Он прекрасно владел что баяном, что гармонью, в последние годы перешел на гитару.

Мы общались не только как начальник и подчиненный, но и как коллеги вне школы. Он был очень хорошим другом. При том что много времени посвящал работе, был прекрасным отцом. Все трое его детей – музыканты, и внуки тянутся к музыке, старшая внучка – пианистка, учится в консерватории.

– Я знала его 40 лет и хочу сказать, что он любил жизнь и красоту во всех ее проявлениях, – отмечает преподаватель ДШИ № 4 по классу фортепиано Елена Янишевская. – Любил красивых женщин, чисто эстетически. Кто-то из коллег купил новое платье, сделал новую прическу – он обязательно это заметит. Все мы знаем библейские заповеди: не убий, не укради, не пожелай чужого добра… Он, даже не задумываясь об этом, жил по ним, не делая над собой никаких усилий. Это был очень деликатный, тонко чувствующий человек (для мужчин это редкое качество), доброжелательный и открытый ко всем. Ученики его очень любили. Во время встреч выпускников после торжественной части в кабинете Туркина собирались не только его ребята-народники, но и пианисты, и хоровики. Все вместе. И он всех знал, живо интересовался, кто чем живет.

С ним было интересно. Он мог зажечь любую компанию. Бывало, к нам приезжали высокие гости, представители консерваторий, очень солидные люди, порой с виду страшные снобы. А он брал баян в руки и начинал петь. Всегда пел народные песни, частушки. Сколько он их знал (и цензурные, и не очень, на все случаи жизни)! И даже снобы таяли. Русская душа и русская песня могут растопить любой лед. И эти корифеи начинали петь с нами народные песни. В какой-то момент оказывалось, что и они знают частушки, да еще такие, каких мы не слыхивали.

Пел он здорово. У него был очень приятный голос.

А еще у него было прекрасное качество: если чего-то не знал, никогда не стеснялся спрашивать. Когда появился готово-выборный баян (где левая рука играет не готовые аккорды, а отдельно, по нотам), он вместе со своими учениками начал изучать клавирный репертуар Баха, классические сонаты. Валерий Николаевич не стеснялся приходить к пианистам, чтобы посоветоваться по поводу исполнения того или иного произведения. Он не боялся уронить свой авторитет. А авторитет был непререкаем.

– Валерий Николаевич был человеком необыкновенной душевной щедрости, профессионалом. Он многое сделал для того, чтобы баянное искусство в городе развивалось, чтобы оно встало на твердые позиции, – отмечает директор ДШИ № 3 Татьяна Кислова. – Мы общались с ним не только на профессиональной ниве, но и просто по-дружески. Даже болея, он не забывал поздравить с праздниками. Как бы ему ни было тяжело, никогда не жаловался на судьбу. Все у него было хорошо.

Коллеги с сожалением отмечают, что вместе с Валерием Николаевичем, с такими, как он, яркими талантливыми людьми, уходит целая эпоха, поколение людей, которые всей душой были преданы своему делу и могли пожертвовать ради него материальной выгодой.

Валерий Туркин навсегда останется в сердцах тех, кто его знал.

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Spread the love
Click to listen highlighted text!