Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Громкое делоЗдоровьеОпрос

Смертельный самопал. Что делать, чтобы трагедия не повторилась

35 человек погибли от отравления суррогатом алкоголя на востоке Оренбуржья, 6 из них – орчане. Пострадало гораздо больше. Подорванное здоровье выживших, оставшиеся без родителей малолетние дети.

На днях стало известно о подобной ситуации в Свердловской области, где от спиртного с метанолом погибло 18 человек. Сотрудники ГИБДД все чаще просят авто-владельцев открыть багажник – ищут опасный алкоголь. Его выявлением занимаются и другие подразделения. Следственные органы заняты расследованием выявленных преступлений. До сих пор вызывает недоумение: как же так случилось, что смертельно опасный при употреблении внутрь метанол попал в алкоголь? И каким образом торговля алкоголем из-под полы стала возможна в правовом государстве? Мы попросили респондентов поделиться собственным видением ситуации и ответить на два извечных вопроса: «кто виноват?» и «что делать?».

 

Леонид Компаниец,

председатель Общественной палаты города Орска, экс-сотрудник милиции:

– Когда имеет место неконтролируемый бизнес – все возможно. Раньше у государства была монополия на спиртные напитки и табак. Потом ее убрали – сделали рынок. А что такое рынок? Продавай, что хочешь! У нас же как все устроено: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Гром грянул – начали проверять, кто, где и чем торгует. А проверять надо постоянно! У нас же проверки бизнеса можно проводить не чаще, чем раз в 3 года; предпринимателя еще и предупредят, прежде чем придут с проверкой. Все это делается якобы для борьбы с коррупцией. А я считаю, с коррупцией по-другому надо бороться. Делать так, чтобы неповадно было брать взятки: ввести за такие преступления конфискацию имущества, в том числе и у близких родственников – мужей, жен. Это будет хорошим сдерживающим фактором.

Если вспомнить советский опыт, тогда и санэпидстанция, и ОБХСС приходили неожиданно. Конечно, так проще выявить наличие в магазине посторонней продукции. Когда я работал в милиции, факты незаконной реализации алкоголя выявлялись, в основном приходилось бороться с самогонщиками. Бывало, что кто-то организовывал подпольные цеха, но их деятельность быстро пресекалась. Государство никому не позволяло перехватывать доходы бюджета. И это правильно, когда дело касается безопасности людей. Сейчас же рынок перерастает во вседозволенность. А это очень плохая штука!

 

 

Алексей Фирсов,

заместитель руководителя следственного отдела по городу Орску СУ СК РФ по Оренбургской области:

– Недавно на глаза попалось исследование: по количеству употребления алкоголя Россия находится примерно на одном уровне с Финляндией. Почему там не травятся паленкой, а у нас возникают такие ситуации? Причина, на мой взгляд, в том, что там население имеет более высокий уровень доходов и может себе позволить приобретать качественный алкоголь в проверенных торговых точках. У нас же люди живут бедно. Соответственно, на качественные спиртные напитки у населения нет денег. А нищета в принципе приводит к пьянству. Очень плохо, когда у людей нет возможности иначе организовать досуг, отдохнуть культурно, и они идут за бутылкой. Конечно, хотят купить ее подешевле. Спрос рождает предложение, а дешевое не может быть качественным!

Для того чтобы решить проблему, нужно лечить болезнь, а не снимать симптомы. Нужно повышать качество жизни населения, поднимать уровень зарплат и пенсий.

Да, конечно же, есть вопрос, почему ранее правоохранительные органы не выявляли места сбыта нелегального алкоголя. В этом нужно разбираться и давать правовую оценку с точки зрения ответственности.

 

Александр Васильев,

экс-сотрудник милиции, руководивший милицией общественной безопасности УВД г. Орска:

– Виноваты и власть, и общество; силовые структуры и структуры, осуществляющие контроль за торговлей. Не так давно была озвучена хорошая идея – маркировать алкогольные напитки и осуществлять контроль за каждой бутылкой. Супермаркеты обязали это делать. А в маленьких магазинчиках, где этого нет, лавочку с торговлей спиртным давно пора прикрыть.

А вообще, ситуация очень неоднозначная в том плане, что склад, откуда изъяли большое количество опасного алкоголя, сдавала в аренду жена сотрудника правоохранительных структур (который, едва начался шум, быстро уволился из органов). Это безобразие высшей степени, безответственное отношение тех, кто обязан обеспечивать порядок. Если ты в этой системе работаешь, для тебя должны быть под полным запретом три вещи: наркотики, оружие и спиртное. Возможно, сейчас начнут говорить, что владельцы склада не знали, что там происходит. Но позвольте! Когда ты кого-то пускаешь к себе, ты должен быть в курсе, чем там занимаются. Какой-то контроль со стороны собственника должен быть.

Если говорить о рынке алкоголя, на мой взгляд, либо за реализацией водки должен быть очень жесткий контроль, либо это должна быть государственная монополия. Это серьезный вопрос, за которым стоит здоровье и жизнь людей; огромные деньги, которые уходят в чьи-то руки, а могли бы идти в бюджет.

Паленой водкой насмерть отравились десятки людей! А сколько, выпив алкоголь с метанолом, на всю жизнь останется инвалидами? Ведь наверняка есть и те, кто сразу не обратился к медикам. Надеюсь, что этот случай даст толчок к принятию мер на всероссийском уровне. Нужно внести изменения в закон об ответственности тех, кто торгует, кто осуществляет контроль, а также сурово наказывать виновных.

 

Галина Викторовна:

– Сама ситуация с отравлением людей алкоголем меня потрясла. В Орске, в деревнях дети остались без родителей. Такая трагедия! Это не должно остаться незамеченным, должны быть сделаны выводы, чтобы в дальнейшем что-то изменилось. На мой взгляд, государство должно взять под жесткий контроль реализацию алкоголя. А вообще, лучше бы, как в Советском Союзе, продажа алкогольной продукции была только государственной прерогативой.

Ириней,

епископ Орский и Гайский:

– Все проблемы решаемы. Радует, что представители власти взяли ситуацию с распространением нелегального алкоголя на контроль и благодаря четким действиям медиков многих людей удалось спасти. Безусловно, те, кто знал о корнях этой проблемы и был в теме реализации такой продукции, поступили подло и безнравственно. Это смертный грех, они должны каяться, просить прощения, и в том числе оказать материальную помощь семьям погибших. Непосредственные продавцы не самые главные виновные в этой трагедии. Верю, что эта ситуация станет каждому хорошим уроком на будущее. Прежде всего, что не стоит приобретать сомнительный алкоголь в непонятных местах. Властям эта трагедия станет назиданием, что необходим своевременный контроль, который способен предотвратить подобные трагедии. Что касается пьянства, то церковь всегда старалась вразумлять страдающих этим пороком, помогать им преодолевать недуг и наставлять вести трезвый образ жизни.

Фото оперативной съемки со склада по разливу спиртосодержащей продукции

Оксана Старкова,

бухгалтер:

– Алкоголь неизвестного происхождения можно купить почти в любом подвальчике, маленьком магазине на цокольном этаже и прочих торговых точках, даже в частных домах и квартирах. Сама вижу, как люди выносят водку в пакетах из подобного магазина. Это происходило годами под носом у всех и каждого – администрации, полиции, обычных жителей. Тот же прогремевший на всю страну алкогольный склад на ТЗБ функционировал давно, водка там лилась рекой. Это же практически завод! Надо сказать, что народ доверял этой дешевой продукции, спокойно покупал бутылку по 120 рублей на свадьбы, юбилеи, поминки. Возникает вопрос, почему раньше никто не заботился о безопасности, не боролся с нелегальной продукцией, не препятствовал реализации самопального алкоголя, не проводил рейды, не наказывал. Всех все устраивало, потому что дело в больших деньгах. Это же бизнес, страшный бизнес. Думаю, что ситуация забудется, шумиха закончится, и все, к сожалению, вернется на круги своя.

 

Геннадий Петрович,

Пенсионер:

– Государственного сейчас ничего нет, все в частных руках, поэтому такое и происходит – нет регулирования и строгого контроля. Плюс возьмите цены: они же в магазинах огромные на водку! Вот люди и стараются найти, где дешевле. Все знают, где, как и почем можно купить алкоголь. Полным-полно точек, везде натыканы. А еще повсюду реклама самогонных аппаратов. Почему разрешают вообще их продавать? По телевизору тоже пропаганда пьянства – сидят, выпивают спокойно в кадре.

 

 

 

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор,

Юлия Замятина,

корреспондент

 

Spread the love
Click to listen highlighted text!