Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Образование и наукаПсихологияСоциальная защита

Искусство дипломатии против школьных конфликтов. В Орске реализуется программа для подростков

С сентября в Комплексном центре социального обслуживания населения Орска начнутся занятия в группе «Юный дипломат».

Ребят научат тому, как безопасно выходить из конфликтных ситуаций и как их предотвращать. Первая группа детей уже прошла семимесячное обучение. И школьники, и психологи остались довольны продуктивно проведенным временем. Психолог Ольга Антонович – одна из авторов программы – рассказала о ней поподробнее.

– К нам часто обращаются родители, чьи дети попадают в конфликтные ситуации, – делится Ольга Сергеевна. – В школах нет таких классов, где не возникало бы конфликтов. Нередко к нам направляют ребят из учебных заведений, где нет психологов, по линии комиссий по делам несовершеннолетних… Конфликты возникают самые разные. Причиной может быть сложившаяся между детьми неприязнь из-за внешности или интеллектуальных способностей. Кого-то начинают задирать за то, что он отличается от других. У нас была девочка, которая занимается дзюдо, а одноклассницы сочли, что это неженское занятие. Или за хорошисткой сидит троечница-модница, которая пытается самоутвердиться за ее счет. Еще одна ситуация: у мамы и бабушки разные взгляды на воспитание ребенка. Внутри семьи конфликт, а так как бабушка вмешивается в учебные дела – возникает конфликт еще и в школе. Или трудности во дворе: девочка рано начинает дружить с мальчиком, за это ее дразнят. Конфликты у детей возникают не только с другими детьми, но и с родителями, педагогами, тренерами. Мы рассматривали типовые и реальные ситуации с разных сторон, в игровой форме, анализировали, как можно избежать конфликта. Человек – существо социальное, обладающее хорошими коммуникативными способностями. Мы разбирались, как, оставаясь тактичным и, как сейчас модно говорить, экологичным для себя и окружающих, уметь донести свои мысли, свою точку зрения без разжигания конфликта.

 

– Как проходило обучение?

– Изначально мы рассчитывали, что у нас будет две группы, но в процессе работы объединили ребят в одну группу: от 8 до 16 лет. Это помогло младшим учиться общению со старшими, старшим – с младшими.

 

– Что необходимо для профилактики конфликтного поведения?

– Важно научить детей и подростов слушать и слышать других, научить управлять собственным поведением, эффективно вести себя в конфликте. В начале каждого занятия мы напоминали детям правила работы группы и предлагали соблюдать их и дома, и в школе. Они просты: не нужно перебивать собеседника; говорить что-либо следует от своего «я»; не надо оценивать, нужно решать ситуацию, которая стала предметом спора; важно уважать личность собеседника.

Все ребята вели рабочие тетрадки, которые забрали с собой. Там записаны и основные принципы общения, и способы разрешения конфликтов, а также детский телефон доверия, по которому можно позвонить в любое время: 8-800-2000-122. Тебе помогут, если тяжело, если ты запутался, не знаешь, что делать…

 

– В конфликтные ситуации, происходящие с детьми, часто вмешиваются родители. Со взрослыми велась какая-то работа?

– Наш проект был нацелен на детей, но, конечно же, мы общались с родителями, давали рекомендации. Нам приходится сталкиваться с тем, что часто дети уже помирились, а родители не могут успокоиться и еще больше раздувают конфликтную ситуацию. Хорошо, когда спорные вопросы разбираются в школе на классных часах, когда педагоги учат детей общаться, проявлять друг к другу взаимное уважение. Но нередко школа старается вытеснить конфликт за пределы своих стен, и родители не всегда уделяют внимание вопросам взаимоотношений, а ребенок элементарно не знает, как себя вести, его этому не научили. Наша программа нацелена на то, чтобы восполнить этот пробел.

 

– Дети охотно идут на занятия?

– Да. Это новый опыт, который помогает им в жизни. Детям интересно социальное окружение, выстраивание социальных связей. Работа группы – безопасная модель, где можно увидеть обратную реакцию, услышать, что чувствует другой человек, когда ребенок ведет себя тем или иным образом. Детям очень важно почувствовать, кто им друг, а для кого их отношения являются просто выгодными. Мы занимались не только на базе нашего центра. Заключительное занятие провели на турбазе «Простоквашино». В группе сложилась очень доверительная атмосфера – во многом за счет старших ребят. А родители в процессе работы группы отмечали: дети стали чаще решать спорные ситуации словами, без применения силы.

Кстати

Программа «Будущий дипломат» была создана и реализована психологами КЦСОН Ольгой Антонович и Людмилой Бердниковой.

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Spread the love
Click to listen highlighted text!