Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
РепортёрЭкология

Аргументы «за» и «против» разработки карьера по добыче серпентинита

25 мая в 17 часов в администрации Орска снова пройдут публичные слушания по поводу разработки карьера по добыче серпентинита. Страсти по теме не утихают с начала года.

Тогда Новотроицкий цементный завод вышел на город с инициативой и планами вести добычу минералов, и на горсовет был вынесен вопрос об изменении назначения участка в Октябрьском районе с рекреационной зоны на промышленную. Неравнодушные орчане, которые еще совсем недавно были категорично настроены, гневно скандируя «Нет карьеру!», постепенно пытаются выработать худо-бедно объективную позицию касательно будущего производства – сопоставить риски и задуматься о перспективах города. Накануне слушаний репортеры «ОГ» побывали на месте, вокруг которого идут споры. Объективности ради мы предоставляем площадку для обсуждений и дискуссий всем участникам спора.

Меньше всего пылающие эмоциями жители хотят слышать представителей Новотроицкого цементного завода, который выступает инициатором строительства карьера. Казалось бы, это основной источник информации, но разгоряченные участники спешат высказываться сами, порой даже не давая слова заводчанам. В какой-то степени понять их можно.

Когда речь идет об экологии, жители Орска, имеющие печальный опыт невыполненных обещаний, ставят под сомнение не подтвержденные официальными бумагами и реальным делом слова.

 

Габродиабаз вреднее серпентинита, но всех устраивает

– Сразу скажу, что я не специалист, не эколог или геолог, – подчеркнул депутат Законодательного собрания Оренбургской области Владимир Гудомаров. – А прислушиваться нужно именно к профессионалам, не к простым обывателям. Я не за и не против будущего карьера Новотроицкого цемзавода, сам пытаюсь разобраться и учесть все нюансы, а не быть арбитром в этих спорах. Уверен лишь в одном: орчанам должны были давно все подробно объяснить и рассказать, опираясь на факты и документы. Если будет аргументированная позиция, то не столкнемся с голословными лозунгами по типу «Мы не хотим». Есть подписи против карьера, но почему не говорим о том, что есть или будут подписи за?

Один из доводов противников карьера сводится к утверждению, что производство будет пыльное. Но факт в том, что Орск сам по себе пыльный город. Погуляйте по нему в течение дня в белой футболке – к вечеру она будет вся в пыли.

Вы только задумайтесь: на территории нашего Орска работает карьероуправление, которое пылит в разы больше. Более того, габродиабазовая пыль гораздо вреднее той, которую дает разработка серпентинита, а добывают габродиабаз с помощью взрывов и обрабатывают на дробильном оборудовании. На мой взгляд, если деятельность карьера дает ухудшение экологической обстановки в Орске, то Роспотребнадзор или прокуратура, чьи полномочия колоссальны, могут запросто приостановить производство.

Также не приемлю аргументов жителей, которые говорят, мол, их будет смущать вид карьера из окна. Орск выстроен таким образом, что куда ни посмотри, у нас изо всех окон видны если не заводские трубы, то промзоны, железные дороги или карьеры.

Мое личное мнение таково: пока никакой реальной опасности от будущего новотроицкого карьера не исходит. Как будет дальше, не знаю. Если будет плохо, то первым выйду с транспарантом.

 

Пыль – это нечто из теории вероятности?

Страхи и опасения жителей наши читатели уже знают благодаря целой серии публикаций. А каковы основные аргументы в пользу карьера новотроицкого предприятия? Мы обобщили их, встретившись с заместителем директора по социальным и внешним связям Новотроицкого цементного завода Максимом Кротовым.

– Чтобы назвать вред вредом, нужно быть объективным, – уверен Максим Кротов. – Пыль, о которой все говорят, не аргументируя точку зрения, – это что-то из теории вероятности. Откуда и на каком этапе она возьмется? Буровзрывных работ не будет, единственный способ добычи и единственная для этого техника – дорожная фреза на полугусеничном ходу, уже купленная нами в лизинг. Ее можно условно сравнить с комбайном, который собирает камень, дробит его внутри и из кожуха высыпает слегка смоченное сырье. Да, не спорю, технологическая пыль от движения фрезы и погрузки есть. Но в радиусе разве что метра. О глобальной проблеме запыления мы не говорим. То, что огороды и участки, выделенные для малоэтажного строительства домов для многодетных семей, пострадают, и вовсе из области фантастики.

В любом случае для диалога мы открыты. Более того, на сайте предприятия есть все документы, официальное заключение Роспотребнадзора о санитарно-защитной зоне в 100 метров, и даже ведется онлайн-трансляция происходящего у карьера в режиме реального времени.

В настоящее время Новотроицкий цемзавод изготавливает пропан для нефтегазовой отрасли. Сырье для производства возится за сотни километров, что обходится дорого. И добыча и переработка серпентинита позволили бы сохранить и производство, и кадры. Но перепроизводство зашло в тупик уже на стадии перевода земель из одной категории в другую. Мало того, что жители обеспокоены и чувствуют подвох, еще и прокурор Орска в свою очередь дал заключение не в пользу перевода земель для промышленных целей.

Заводчане не согласились и даже подали иск в арбитражный суд о признании незаконным заключения прокурора о проекте, которое он публично озвучил на горсовете.

– Мы с такой позицией в корне не согласны и будем отстаивать свою, основываясь на нормах закона, – рассказал Кротов. – Да, надо развивать экономику, опираясь на экологию. Но мы это и предлагаем.

Как рассказал Максим Кротов, в случае положительно решения по серпентинитовому карьеру, в первый год на работу будут приняты порядка 400-500 человек (к слову, на Новотроицком цемзаводе работают 40 процентов орчан), далее еще потребуется до 1200 работников. Город получит не только увеличение количества рабочих мест, но и деньги за аренду участка, налоги на добычу полезных ископаемых, социального партнера и шефа, а сотрудники – достойную зарплату. Зеленые насаждения тоже появятся, как только администрация юридически согласует участки.

Сотрудники НЦЗ подчеркивают, что честно предоставляют все аргументы, а в ответ слышат лишь предположения, домыслы и эмоции.

– Какова цель? Свалить производство, чтобы его не было? – удивляется Кротов. – Печально осознавать позицию населения, которая направлена на угнетение, а не на развитие. Бороться на ровном месте легко, но проблемы совсем нет. Здравомыслящие люди должны играть по правилам игры, которые называются законы РФ. Если мы нарушили закон, должны понести ответственность. Если нет, то почему вынуждены противостоять нападкам?

 

Мнения подписавшихся против карьера должны учитываться

– Свою позицию я уже высказывал на заседании Орского городского Совета в феврале. Она не изменилась, – сообщил председатель Общественной палаты Орска Владимир Коган. – На сами слушания не пойду: не вижу смысла. Зачем обсуждать то, против чего выступает прокурор? Для чего уговаривать жителей города, узнавать общественное мнение о том, что изначально запрещено законом?

Знаю, что было собрано порядка 1 200 подписей. Мнения этих орчан должны как-то учитываться?

Зеленая зона отведена в том районе неспроста еще с советских времен, чтобы защитить Орск от вредных выбросов новотроицких производств. Будут ли созданы реальные новые рабочие места для орчан? Сомневаюсь. Важно, чтобы не вышло так, что ради вакансии водителя фрезы навредили тысячам орчан. Более того, на такого рода производстве против пыли должны 2 раза в день поливать территорию водой в объеме нескольких автоцистерн. Вы верите, что это будет делаться не в теории, а на практике? Зеленые насаждения тоже должны высаживаться не абы где, а там, где они действительно минимизируют экологический вред. Так что моя позиция такова: мы роем сами себе яму, окружая город пылью вместо деревьев.

Юлия Замятина,

корреспондент

Spread the love
Click to listen highlighted text!