Супруги Клейн – будущие жильцы орского микрорайона Звёздный – получили ключи от дома
Будущие жильцы нового орского микрорайона Звёздный начали получать ключи от своих домов. Среди тех, кто уже готовится к чистовому ремонту, – супруги Клейн. Больше семи месяцев прошло со дня затопления их дома на Форштадте. Боль потери, отчаяние, разочарование, борьба с ветряными мельницами, переживания – всё это было. Но оставалась семья, вера в лучшее и ощущение плеча. Всё то, что поддерживало и придавало сил.
О Елене и Александре Клейн «ОГ» писала в материале «Стихия и проза» 2 мая, задаваясь вопросом, почему обычная орская семья не может получить компенсацию за потерянный во время наводнения дом.
Вода затопила Форштадт 6 апреля. Две недели дом Клейнов со всем нажитым за сорок лет семейной жизни стоял под водой. Над поверхностью просматривался только треугольник крыши. Когда вода ушла, разбирали завалы мебели, техники, кухонной утвари, личных вещей. Комиссия по оценке имущества везде поставила галочки «не подлежит восстановлению». Спасти удалось не много.
Когда, побывав на участке и ужаснувшись размерами потерь, мы спросили у супругов, что они собираются делать, Елена Анатольевна и Александр Яковлевич ответили: решать проблемы по мере их поступления.
И всю весну каждую свободную минуту посвящали расчистке завалов в доме и во дворе на Форштадте. Летом приводили в порядок участок. Здесь и жили, как на даче. Только без электричества и элементарных удобств.
После признания дома подлежащим сносу адрес должен появиться в списках, и гражданам вручается уведомление о размере и порядке получения выплаты. Таков порядок. Но дом № 90 на улице Урицкого в списках не значился. Клейны сначала терпеливо ждали, но когда все соседние дома прошли по спискам, забеспокоились. Разбирались долго. Со всеми бюрократическими проволочками. На помощь пришла депутат городского Совета Ирина Кулакова. Оказалось, что акты утеряны. И для восстановления потребовалось время. То самое время, которое для жителей подтопленных территорий – на вес золота.
Александр Яковлевич со своими верными охранниками – собаками Колей и Мишкой – по сей день живёт в доме, от которого остались только стены под крышей. Не тащить же четвероногих друзей в маленькую квартирку к пожилой маме. Да и немногое спасённое имущество тоже оставлять без присмотра не хочется. Район стал практически нежилым, поскольку большинство соседей разъехались: кто в съёмное жилье, кто к родным и близким.
Единовременную материальную помощь супруги получили ещё весной. Но выяснилось, что выплата за утерянное жильё им не полагается. Помимо дома, в покупку и перестройку которого супруги вложили все средства и силы, у Александра Яковлевича в собственности имеется квартира, которую за несколько лет до наводнения переписала на него старенькая мама.
– В квартире – это в действительности её собственность – живёт Сашина мама, – рассказала Елена Анатольевна. – Человек пожилой, не во всём с ходу может разобраться. Пришли милые девушки, представившись сотрудницами КЦСОН, расписали, какие льготы ей положены по возрасту по линии соцобеспечения, и предложили без промедления оформить бумаги. Потребовались документы – бабушка позвонила Саше. Пока он доехал, девушки сбежали. Оказалось, что у них наготове был договор купли-продажи квартиры, оставалось только вписать номера документов и скрепить всё подписями. И естественно, что пожилая женщина перепугалась и попросила сына сразу переписать имущество на себя.
Когда дело коснулось предоставления господдержки пострадавшим во время паводка, подробности никого не интересовали: имеете другое жильё площадью более 18 квадратных метров – компенсация не положена.
Всё это Елена Клейн изложила в конце апреля на одной из встреч с главой МЧС России Александром Куренковым и губернатором Оренбургской области Денисом Паслером, которые в очередной раз общались с жителями подтопленных районов.
– Мы не являемся многодетной семьёй и не покупали дом на средства материнского капитала. Детей давно вырастили, – поделилась она. – Мы с мужем двенадцать лет строили дом на заработанные своим трудом деньги. А когда речь зашла о выплатах, то получилось: мы имеем жильё в собственности – нам компенсации не положены. А это фактически даже не наша квартира. Несправедливо.
– Да, несправедливо, – согласился Куренков.
И на следующий день они вместе с Денисом Паслером докладывали о ликвидации последствий паводка в Орске президенту. Владимир Путин принял решение изменить суммы выплат и пересмотреть условия выдачи компенсаций пострадавшим.
И супруги снова ждали.
– Мы не рассчитывали, что нам выплатят за утрату всего дома, поскольку у нас официально зарегистрирован дом площадью 52 квадрата, – рассказывает Александр Яковлевич. – В пристрой к дому, где планировались гостиная и ванна с прихожей, вложили большие деньги. Но не закончили стройку, поэтому он и не был введён в эксплуатацию. Однако надеялись, что условия изменятся в нашу пользу.
Александр Клейн был одним из 314 орчан, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. 30 апреля 1986 года группу добровольцев их воинской части направили в зону ЧС. Бойцы эвакуировали мирное население в 30-километровую безопасную зону, разбивали военно-полевые госпитали и лагеря для принятия мирного населения. Контролировали радиационный фон, производили постоянно замеры и размещали людей по лагерям, а пострадавших – по медпунктам. В зоне радиации орчанин пробыл 15 дней – с 30 апреля по 15 мая. Затем солдаты-добровольцы вернулись в воинскую часть, откуда их отправили на реабилитацию в Киевский военный госпиталь.
Надо отметить, что в Оренбургской области ввели беспрецедентные меры поддержки пострадавших во время весеннего паводка. Губернатор практически жил в Орске с 5 апреля, встречался с людьми, вникал в проблемы. Периодически указ о введении на территории области режима ЧС регионального характера выходил с дополнениями: в него включались новые населённые пункты и адреса, которые вошли в зону чрезвычайной ситуации, расширялся список получателей выплат для пострадавших от паводка. Поддержкой пытались охватить как можно больше жителей региона.
В октябре право на господдержку по утрате жилья и на проведение капремонта в Оренбуржье получили несколько категорий собственников, имеющих вторую жилплощадь или долю в ней более 18 квадратных метров. Но супруги Клейн не были многодетной семьёй, звание ликвидатора последствий аварии на Чернобыльской АЭС не приравнивается к ветеранам боевых действий.
Тогда поняли, что ждать больше нечего. Подтопленный дом восстановлению не подлежит. Другого жилья у них нет. В самом деле, в 60 лет не ютиться же в одной квартире с мамой. Взяли крупный кредит и внесли плату за дом в Звёздном.
– Нам удалось выбрать дом и улицу на свой вкус, поскольку заявились одними из первых, – поделилась Елена Анатольевна. – Дома хорошие, построены добротно. Мы распланировали всё по зонам. Застройщик охотно идёт навстречу, если требуется индивидуальный подход, к примеру, в прокладывании кабеля или труб. Мы вместо ванной будем ставить душевую кабинку, соответственно, вход на воду нам переделали.
Супруги с большим удовольствием рассказывают, где у них расположатся комнаты, какая будет мебель. Распланировали и участок. Елену, у которой на Форштадте весь участок в 17 соток был усажен цветами и деревьями, где клумбы с розовыми кустами перемежались с гортензиями и сменялись альпийскими горками, немного огорчает площадь участка – 4 сотки. Но она не унывает: красоты меньше не станет.
Смотреть на новый дом они ездят часто. На прошлой неделе, к примеру, рабочие залили пол, на этой должны натянуть потолки. Подключили газ, отопление есть — в доме тепло. Подведена вода, но заехать пока не смогут, т. к. не проведена канализация.
– В тот день, 25 октября, мы поехали посмотреть, как продвигаются строительные работы в Звёздном, и встретили министра строительства Оренбургской области Александра Полухина, – рассказала Елена Анатольевна.
По поручению губернатора вице-губернатор – заместитель председателя правительства – министр строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта региона Александр Полухин посещает строительную площадку ЖК «Звёздный» регулярно.
– Люди ждут новые дома! Сегодня этот жилой комплекс – единственная площадка в Орске, где в таких масштабах строится современное новое жильё. Поэтому контроль за его качеством – самый жёсткий, в том числе – губернатора и всех профильных ведомств. Нужно оптимизировать процессы, адаптировать проектные решения под существующие условия, в том числе погодные. Современные технологии позволяют работать даже в условиях пониженных температур и повышенной влажности, – подчеркнул Александр Полухин на встрече с руководителями подрядных организаций.
Одновременно со строительством домов в ЖК «Звёздный» ведётся прокладка коммунальных сетей. Строительство газовых сетей выполнено на 100%, специалисты активно подключают дома. Проводятся работы по прокладке электросетей, водоснабжения и канализации.
– Делегация во главе с министром вышла нам навстречу, – рассказывает Александр Яковлевич. – Александр Валерьевич поинтересовался нашим мнением как будущих жильцов, и спросил, получили ли мы уже сертификат. И когда услышал нет, то очень удивился и попросил объяснений.
– Я сказала, что это длинная история, а в ответ услышала: «Так мы никуда и не торопимся», – вспоминает Елена Анатольевна. – И тут уж я всё выложила, как нам пришлось пройти семь кругов ада по дороге к этому дому. Он позвонил по громкой связи нескольким министрам и, в конце концов, мы услышали: «Как раз сегодня им одобрен сертификат». Тут уж я не смогла слёз сдержать.
Вот такой долгой получилась дорога к новому дому у супругов Клейн.