«А знаете, все еще будет»… Интервью с завучем детской школы искусств № 3 Орска
В детской школе искусств № 3 смолкли детские голоса. Лето – пора каникул, и в этой временной тишине подводятся итоги учебного года, рождаются первые планы на новый.
Уже более 20 лет учебной частью школы заведует Маргарита Филь, которая 24 июня отметит юбилей.
– Маргарита Александровна, сколько лет вы уже трудитесь завучем и когда пришли в ДШИ № 3?
– После окончания музыкального училища я попала по распределению в музыкальную школу города Ясного. Отработав там положенные 3 года, вернулась в Орск и обратилась в ближайшую к дому школу. Это было в 1990 году. Меня приняли преподавателем теоретических дисциплин. Место жительства я давно поменяла, ну а к школе прикипела. Здесь работаю уже 33-й год. Никогда не мечтала заведовать учебной частью, мне всегда нравилось работать с классом, с детьми. Но в 2002 году школа осталась без завуча. Как раз тогда, когда предстояла аккредитация – процедура на тот момент незнакомая. Директор Татьяна Кислова попросила помочь. И я стала завучем. Сначала думала, что только на время, но вот уже более двадцати лет остаюсь в этой должности.
– Чем занимается завуч в школе искусств?
– Моя основная задача – организация образовательного процесса школы и систематизация методической работы. Хотя круг вопросов и обязанностей гораздо шире. У завуча ненормированный рабочий день. Много времени занимает разрастающийся список отчетности, мониторинги, статистика. Радует, что я не одна, что у меня есть команда единомышленников – заведующих отделениями, преподавателей. В работе вообще очень важен командный дух, когда люди не перекладывают друг на друга свои обязанности, а наоборот, готовы прийти на помощь.
20 лет я работаю в кабинете с открытой дверью. Закрывается она только во время моих уроков. Мне кажется, что в кабинет с открытой дверью легче заглянуть, проще войти, задать вопрос, попросить помощь.
Наряду с административной у меня всегда была педагогическая нагрузка, и никогда не хотелось от нее отказаться. Мои ребята показывают неплохие результаты на экзаменах. В этом году у нас даже получилось взять 2 первых места на всероссийской олимпиаде. В конце августа я жду первой встречи со своими классами. Вижу, как ребята растут, как они становятся сильнее, умнее, и меня это радует.
– По каким направлениям сегодня развивается школа?
– В ДШИ № 3 учится 610 детей. Мы – самая большая по числу учащихся школа искусств города. У нас действует 5 отделений: фортепианное, народных инструментов, оркестровых инструментов, хоровое и художественное. 220 человек занимается в подготовительных группах. Это группа раннего эстетического развития «Солнышко» для самых маленьких, школа юного художника «Радуга». Два года назад мы открыли группу театрального искусства «Премьера», учащиеся которой уже часто выступают на городских площадках. На этих направлениях всегда не хватает свободных мест, и мы переживаем, что не можем взять всех желающих.
У школы очень много успешных образовательных проектов. Девять лет мы проводим ставший уже зональным конкурс детского рисунка «Орская палитра». Четвертый год ДШИ № 3 принимает участие во Всероссийском изобразительном диктанте. Это очный конкурс, проводимый на базе школы. Впервые в этом году диктант прошел в 2 этапа, в котором приняли участие 37 учащихся художественного отделения. За прошлый год мы дали 159 концертов, завоевали 155 призовых мест на 63 конкурсах. Третий год подряд мы организовываем конкурсы детского творчества «Апрель» и «Жаворонок» для воспитанников детских садов Ленинского района. Проводим сольные концерты учащихся, персональные выставки, конкурсы отделений. В рамках школьной филармонии проводится лекторская практика учащихся выпускного класса. Основная наша цель – привлечь каждого ребенка к творческому проекту, создать ему ситуацию успеха, дать уверенность в собственных силах.
– В XXI веке классическое музыкальное образование остается востребованным?
– Да. И мне хочется вспомнить слова российской пианистки Екатерины Мечетиной, которая продекларировала то, что признает каждый российский преподаватель музыки. Она попросила признать на официальном уровне нашу систему музыкального образования как национальное достояние. И это действительно так. Наша задача – сохранить эту систему. Меняются времена, меняются программы, приоритеты, но школы искусств всегда были и, надеюсь, останутся первой ступенью профессионального образования в сфере искусства. Не должны наши замечательные школы с их традициями превратиться в кружковые организации, в учебные заведения досуговой деятельности. Поэтому мы очень требовательны к себе и результатам своей работы. Стараемся держать высокие критерии оценки качества выступления наших детей, преподавательской работы, концертных мероприятий, выставок.
У детской школы искусств № 3 сильные позиции. Наши выпускники поступают в ведущие учебные заведения страны, показывают отличные результаты на конкурсах.
Школа искусств – это вообще уникальное учебное заведение. Благодаря многолетнему творческому взаимодействию преподаватели и дети настолько «прорастают» друг в друга, что становятся близкими людьми. И это очень хорошо, потому что в жизни ребенка появляется еще один взрослый, который всегда на его стороне.
– Коллектив школы участвует в создании образовательных программ? Кто-то из педагогов применяет свои авторские методики?
– Конечно. Каждый учебный предмет является частью образовательной программы. Это большой свод документов. Школа реализует 6 предпрофессиональных программ в области искусства. У каждой программы учебного предмета есть разработчик из числа педагогов школы. Все они созданы с учетом единых федеральных требований, но уроки каждого педагога имеют свой колорит. Про многих наших преподавателей можно смело сказать: имеет авторский подход к уроку, авторские методики. Ольга Астафьева – один из ведущих преподавателей теоретических дисциплин в городе. Ее учащиеся ежегодно становятся лауреатами международных и всероссийских конкурсов по сложнейшей дисциплине – сольфеджио. Людмила Горлова – уникальный преподаватель класса скрипки. Ее воспитанники отличаются особенным проникновенным интонированием. Нина Федосова, Ксения Бережная – замечательные хормейстеры, имеющие большие творческие коллективы. Ольга Лушникова много лет ведет уроки в подготовительной группе «Солнышко» и в конце каждого года ставит со своими учащимися новый спектакль. А какие у нас художники! Айнагуль Абулкаирова, заведующая художественным отделением, – лауреат областной премии «Преподаватель года». Работы ее ученицы выставлялись в Третьяковской галерее.
– В вашей школе дружный коллектив? А молодежь его пополняет?
– Коллектив школы – самая большая ценность, и в этом велика заслуга нашего директора. У нас нет случайных людей. Большинство преподавателей работает здесь уже более 25 лет. Это надежные и бесконечно преданные школе люди, которые создали ее авторитет и сегодня поддерживают статус одной из лучших школ искусств в городе. Они постоянно учатся, и это не только курсы повышения квалификации, но и семинары, тренинги, мастер-классы. Присутствуя на творческих конкурсах, преподаватели тоже учатся. Успешность в этой профессии невозможна, если педагог решил, что он «знает все». У нас таких нет.
Радует приход в школу молодых специалистов. Три молодых преподавателя сейчас находятся в декретном отпуске, мы ждем их выхода на работу. Сейчас ищем хороших концертмейстеров и преподавателей класса фортепиано!
– Художники и музыканты – это два разных кластера в школе, или между ними налажено тесное взаимодействие?
– Еще какое! У нас удивительные художники! Те, кто живет в нашем районе, привыкли к экспозициям рисунков в окнах школы – это часть проекта «Выставка в окнах». Сейчас в его рамках представлены фотографии выпускников. К Новому году, ко Дню Победы в каждом окне появляются новые экспозиции. Вся школа включается в творческий поиск экспонатов, и это всех сплачивает. Каждый Новый год наши художники придумывают новую рукодельную елку, которая стоит возле школы, удивляет и радует прохожих! На своих концертах для мам, ветеранов и пожилых людей мы часто дарим им сувениры, сделанные нашими учащимися и преподавателями. В праздники у художников много работы, и музыканты частенько им помогают. А каждый концерт музыкантов украшен декорациями художников. Мы безмерно рады, что много лет назад Татьяне Геннадьевне пришла мысль открыть в школе художественное отделение. Представить школу без наших художников сейчас просто невозможно!
– Ненормированный рабочий день съедает много времени. А как вы предпочитаете отдыхать? Чем увлекаетесь?
– Меня восхищают рукодельные вещи. Когда-то я неплохо шила, был период увлечения вязанием, машинной вышивкой. Был период создания семейных фотокниг – очень увлекательное занятие. Летом обязательно поучаствую в мастер-классах по созданию интерьерных картин, давно собираюсь. Есть много вещей, которые меня радуют. Иногда, приходя домой, хочется замереть, затихнуть, выпасть из круговорота постоянного «надо». И тогда спасают любимые книги, кино. Я люблю цветы, их у меня много, разных. Люблю путешествовать и люблю возвращаться в свой дом. Люблю ощущение в конце отпуска, когда вдруг понимаешь, что ждешь 1 сентября, ждешь, когда начнется новый круг учебного года и «…все еще будет…»
Людмила Светушкова,
выпускающий редактор