Дошколятам из детского сада № 38 Орска не страшен звук «р»
Когда заведующая детским садом № 38 Наталья Новосельцева заходит в группы, к ней подбегают малыши, показывают машинки и рассказывают новости.
Они знают, что Наталья Григорьевна такая же добрая, как и их воспитатели. В этом году руководитель отмечает 10-летний юбилей в должности, а в целом посвятила дошкольному образованию более 30 лет педагогического труда, ни разу не пожалев о своем выборе.
– Наталья Григорьевна, с каким настроением вы по утрам открываете двери в детский сад?
– Всегда с прекрасным настроением. Ребята идут к нам с удовольствием. Первое время в яслях малыши, конечно, плачут при расставании с мамой, но воспитатели быстро их отвлекают. Когда детишки в группе, порой они мне напоминают большой муравейник, где кипят увлекательные дела. Старших дошкольников ждут проекты, экспериментальные лаборатории, мультстудия, робототехника, творческие мастерские (тестопластика, бисероплетение, актерское мастерство), соревнования, а малышей – занимательный мир игры. Доволен ребенок или нет, можно узнать очень просто: поговорив и заглянув ему в глаза. Наши дети очень открыты для общения. Часто сами подходят, делятся достижениями, радостными моментами.
– В каждом садике своя атмосфера, свой мир. В чем изюминка вашего учреждения как звена общегородской сети?
– Наш детский сад комбинированного вида достаточно большой, здесь функционируют 12 групп – для детей раннего возраста, комбинированные, общеразвивающие и коррекционной направленности – для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, из которых одна – для устранения проблем с заиканием, единственная в городе. В коррекционные группы можно попасть только по направлению психолого-медико-педагогической комиссии. С детьми, имеющими заикание, работает высокопрофессиональный учитель-логопед Любовь Одинцова. Одним из главных достижений коллектива является создание условий для оказания ранней коррекционной помощи. Наши специалисты адаптировали программу для четырехлетнего возраста, исходя из роста достаточно сложных диагнозов у воспитанников – моторной алалии, дизартрии. Зачастую дети не разговаривают вообще. Основная задача – подготовить их к школе, настроить на успех. Устранению нарушений способствует тесный контакт педагогов и родителей. В первый класс вовремя обратившиеся за помощью ребята идут уже с чистой речью. Еще одной особенностью детского сада является реализация модели инклюзивного образования. В комбинированных группах совместно обучаются дети с нормой развития и речевыми нарушениями, что обеспечивает успешную социализацию детей с особыми образовательными потребностями. Постепенно ребята приучаются быть более уверенными в себе и раскрепощенными.
– Многие родители уже знают, что детский сад № 38 является муниципальным консультационным центром для помощи и решения возникающих проблем.
– Мы оказываем консультативную помощь родителям, чьи дети не посещают детский сад. Задать волнующий вопрос, проконсультироваться со специалистом можно при личных встречах, на групповых занятиях, а также по телефону.
– Как реализуете здоровьесберегающие технологии в образовательных программах? Дети, например, гуляют в любую погоду?
– Что касается прогулок, то я уверена: день без свежего воздуха потерян для здоровья ребенка. Наши дети гуляют ежедневно. Физкультурно-оздоровительная работа представлена множеством форм: утренней гимнастикой, занятиями на улице и в зале, спортивными праздниками и развлечениями, плаванием в бассейне. Другое немаловажное направление – сохранение психологического здоровья. Его курирует педагог-психолог, используя кинетический и световой песок, балансиры, нейро-психологические игры и другое оборудование. Если у ребенка какие-то переживания, повышенная тревожность, беспокойство, агрессивность или замкнутость, он с помощью модульной многофункциональной мебели сам может организовать свое пространство для уединения или воспользоваться оборудованным уголком психологической разгрузки. В каждой группе есть центры с песком и водой, где тоже можно самостоятельно поиграть.
– Питание – немаловажный аспект как для родителей, так и для детей. Малоежек нет?
– Стараемся закладывать детям здоровые пищевые привычки. В детском саду разработано и используется сбалансированное 10-дневное меню. С некоторыми блюдами малыши знакомятся только у нас, потому что дома их почти не готовят. Это тот же кисель, рыбное суфле, запеканка из печени. Часто родителей приходится убеждать, что нельзя обойтись без этих полезных блюд. Самой любимой для всех остается творожная запеканка. Когда ее аромат разносится по саду – это радостное событие. Многим нравится и свекольник, и картофельное пюре. Параллельно прививаем культуру еды, дети учатся сами красиво сервировать столы, накрывать, раскладывать салфетки, после чего едят с большим удовольствием. Воспитатель знакомит с меню, рассказывает, из чего приготовлен завтрак, обед, ужин, какие витамины содержит пища.
– Как вам удалось сформировать и сохранить педагогический коллектив, особенно в условиях дефицита кадров?
– Вся наша работа действительно командная. Специфика коллектива в том, что кроме воспитателей в нем есть узкие специалисты: пять учителей-логопедов, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, два музыкальных руководителя. Нельзя недооценить и работу других сотрудников, всего нас 64 человека. Перспективным выпускникам-педагогам мы тоже рады: на нашей базе проходят практику студенты педколледжа и дошкольного факультета ОГТИ. Большое внимание уделяем и подготовке собственных кадров. За последние годы дошкольное педагогическое образование получили три младших воспитателя, которые сейчас успешно работают. Два педагога учатся в вузе по специальности «Коррекционная педагогика», это будущие учителя-логопеды.
Юлия Замятина,
корреспондент