Методический клад из прошлого учитель орской школы сохранил для потомков
«А вы знаете, что нашу Ирину Викторовну поместили на Доску почета Советского района?» – перешептывались четвероклассники школы № 37 на торжественной линейке.
Новость быстро разлетелась среди детей и их родителей, поздравивших любимого педагога после летних каникул.
Ирина Балабанова скоро отметит сорокалетие педагогической работы, 1 Сентября для нее – особенно волнительный праздник. В класс приходят повзрослевшие, поумневшие и всегда лучшие ученики. Она выбрала профессию еще в детском саду, когда рассаживала по дивану пупсов и перевоплощалась в воспитательницу. Эти игровые моменты сохранились в памяти. Как и педагоги из родной школы № 33 – Павел Густавович Детке, Галина Александровна Киткина и другие, талант и доброта которых оставили след в сердце. В школьные годы наша героиня занималась легкой атлетикой, исколесив всю страну на соревнованиях. На первенстве СССР в Ленинграде она заняла 4 место, а в Челябинск юные спортсмены и вовсе ездили чуть ли не каждую неделю. Тренер-легкоатлет Станислав Перхин тоже оказал влияние на выбор преподавательского пути шустрой девчонки.
Ирина поступила в ОГПИ на учителя начальных классов. Ее подкупало, что именно в этом возрасте беззащитные, искренние и порой смешные ребята смотрят на мир широко раскрытыми глазами, внимательно слушая наставника.
В первых выпусках было по 42-43 человека. Кабинет вмещал ряды деревянных парт без единого шкафчика, только тогда можно было уместиться всем. Но школьники не шумели, ведь молодой учитель заинтересовывал и делал уроки настолько насыщенными, чтобы некогда было отвлекаться на баловство.
– Первое время было непросто, – поделилась Ирина Викторовна. – Одно дело, когда ты сам учишься и проходишь практику у педагога, чьи дети уже собранные, и совсем другое, когда берешь свой класс малышей. Было волнительно и страшно, первый день прошел молниеносно, суетно и даже не запомнился. Готовилась к урокам долго и тщательно, хорошо помогала Евгения Михайловна Писарчук, опытный методист. Приходилось рисовать наглядные пособия, благо я умела это делать. В те времена не было технологий и готовых презентаций, приходилось все делать самой: плакаты, стенгазеты, таблицы, опорные схемы. Сейчас осваиваю современные интер-активные методы, но до сих пор активно пользуюсь теми самыми школьными доступными таблицами, которые, слава богу, еще сохранились в кладовой.
Что же это за секретная кладовка? Отдельный кабинет неподалеку от класса достался Ирине Викторовне еще лет 20 назад во время возведения пристройки к школе. Она руководила методическим объединением учителей начальных классов и хранила методический клад для будущих поколений. В ее классе так же бережно содержатся мебель, шкаф, парты, которые она ежегодно в каникулы покрывает лаком, поэтому поверхности блестят, как новые. Детям комфортно и уютно учиться в чистоте, порядке – и без дорогостоящих покупок.
Ирина Викторовна долгие годы учила детей по развивающей методике Занкова, а позже перешла на «Школу России». Однако она до сих пор вспоминает, как хорошо были представлены в прошлой программе патриотические темы в литературе, окружающем мире.
Произведения воспитывали в детях любовь к Родине. И сейчас, когда педагог чувствует, что знаний, например, о Великой Отечественной войне ученикам не хватает, добавляет исторические факты, читает стихотворения.
– Учитель – это осознание огромной ответственности перед государством, родителями, – уверена Ирина Балабанова. – Каждый день на тебя смотрят пытливые глаза, за партами сидит будущее нашей страны. От того, какими станут эти дети, зависит наша жизнь. Стараюсь воспитывать ребят грамотными, добрыми, отзывчивыми, скромными, активными. Очень рада, что дети меня не боятся и делятся своими переживаниями, могут попросить дополнительно объяснить тему. Есть у меня и группа активистов, которые помогают одноклассникам в учебе. Бывает, что ученику понятнее, когда объясняют сверстники доступным языком. Такое я тоже практикую, чтобы не было пробелов в знаниях. Домашней работой стараюсь сильно не загружать – больше успевать на уроке.
С родителями наша героиня общается доброжелательно. С выпускниками встречаются как добрые друзья, поддерживая связь в соцсетях и следя за судьбой друг друга.
– Очень приятно, что меня замечают на улице уже взрослые люди (ученикам первого выпуска более 45 лет) и говорят: «А вы помните меня?» – отметила Ирина Викторовна. – Хочется всем пожелать успехов, не терять интереса к знаниям, не бояться трудностей и стремиться к своим целям.
Юлия Замятина,
корреспондент