На страже дорог: интервью с сотрудником ГАИ Орска Виталием Романченко
Сегодня, 3 июля, сотрудники Госавтоинспекции отмечают свой профессиональный праздник, который они, как всегда, проведут без отрыва от работы.
Порядок на дорогах нужно соблюдать ежедневно, вне зависимости от красных дней календаря. 17 лет в структуре служит Виталий Романченко, который начинал с должности инспектора дорожно-патрульной службы, а сейчас является командиром взвода. За 5 месяцев текущего года под опытным руководством капитана полиции отработано более 10 резонансных происшествий.
Погоны и красивая форма привлекали Виталия с детства. К тому же дядя-полковник много рассказывал о службе в органах. Погони, перестрелки, захваты преступников – какой мальчишка останется равнодушным к подобным приключениям? Тогда наш герой твердо решил стать полицейским. Окончив школу № 43 и машиностроительный колледж, Виталий был призван в армию, где отслужил во внутренних войсках инструктором БТР. Отдав долг Родине, вернулся в Орск и устроился на работу в ГАИ.
– В один год дядя ушел на пенсию, а я получил приказ о зачислении на службу, – вспоминает Виталий. – В те времена в ГАИ попасть было тяжело. Выбирали только одного из десяти. Нужно было соответствовать стандартам по росту, весу и даже по внешности. Ведь ты являешься лицом МВД, постоянно находишься на виду. По нашим лицам люди делают выводы, кто служит в полиции.
Молодой инспектор быстро заслужил авторитет в коллективе. Командиры заметили неподдельный интерес новичка к выбранной профессии, быструю обучаемость, профессиональную хватку, целеустремленность, неравнодушное отношение к любимому делу. Эти качества и сейчас помогают Виталию добиваться блестящих результатов. После трех лет службы его направили в Чеченскую Республику, а по возвращении перевели на должность старшего дорожного инспектора. Карьера успешно шла в гору. Однажды нашему герою предложили возглавить ГАИ Домбаровского района. Отработав там два года, по семейным обстоятельствам он снова вернулся в Орск.
– Я со своими ребятами нахожусь бок о бок, – рассказывает Романченко. – Обучаю тонкостям службы. Конечно, молодежь сейчас не как были мы, старой закалки. После года армии приходят, словно из детского лагеря приезжают. Не знают, что такое погоны, ответственность. Мне кажется, они только у нас на стажировке проходят курс молодого бойца. Бывает, говорят: «Надо посоветоваться с мамой (или папой)». В таком случае отвечаю: «А когда появится необходимость применять оружие, что будешь делать?» Надо рассчитывать только на свои силы.
Наставник не скрывает от новоиспеченных инспекторов: служба потребует от них высокой самоотдачи, моральной стойкости, физической выносливости и личного мужества. Спокойно отсидеть смену в патрульной машине не получится.
– Инспектор ГАИ должен быть всесторонне развит, – уверяет Виталий. – Зачастую приходится обеспечивать безопасность не только на дорогах, но и в городе. При необходимости мчимся на семейные конфликты, драки, поножовщину, пожары, оказываем медицинскую помощь. Иногда преследуешь преступника на машине, потом бегом. Здесь нужна хорошая физическая подготовка. Плюс отличное владение оружием. Пуля-дура попасть может не только в колесо. В погоне молишься, чтобы никто не пострадал. Надо быть готовым ко всему. Если некомпетентен в каком-то вопросе, зачем тогда форму надел? Не нужно просто ждать окончания смены, она пролетит. Нужно идти и сворачивать горы. Я всегда выкладываюсь на все сто процентов.
Зачастую работа, несмотря на отпуск или выходные, сама находит Романченко. Он может привести много примеров, когда приходилось наказывать правонарушителей и раскрывать преступления в нерабочее время. Однажды застал у подъезда людей в поисках закладок. Моментально среагировав, предложил им помочь, принял активное участие в деле, вызвав при этом сотрудников полиции.
– Как-то тоже был в гражданке, ко мне подошел парень и предложил купить велосипед, – делится капитан. – Сразу возникли подозрения. Попросил сначала прокатиться, а сам позвонил нашим ребятам, сказал: надо проверить. Оказалось, двухколесный транспорт угнан из соседнего дома.
За годы службы Виталий Романченко сталкивался не только с погонями, перестрелками и перехватами. Задерживал крупные партии наркотиков, находил угнанные автомобили, предотвращал квартирные кражи. Дорожные аварии со смертельным исходом закалили характер, ведь выезжать на них приходится регулярно.
– Порой собирал тела мертвых людей в полном смысле этого слова по частям, – говорит наш собеседник. – Со временем приучаешь себя смотреть на тела погибших как на восковые фигуры. Не потому, что становишься черствым. Просто надо понимать: это твоя работа, и ты не можешь позволить себе принимать все близко к сердцу, падать духом. Кроме тебя никто не соберет улики, не оформит происшествие, не даст случившемуся правовую оценку и не пообщается с родными и близкими погибших. Часто приходится работать психологами, находить подход к людям. Некоторые говорят, что без нас было бы лучше, хотя в случае любого, даже мельчайшего ДТП звонят в ГАИ. Именно наше решение становится основополагающим. Движение на дорогах с каждым годом интенсивнее. Если не будет инспекторов ДПС, не будет и порядка. Такой менталитет у нас, в России: пока штрафом не накажешь, человек не задумается.
Орчане часто нарушают элементарные правила на дороге, особенно любят погонять в нетрезвом виде, что зачастую является причиной серьезных ДТП. Об этом просто кричит статистика. Виталий Романченко научился видеть водителей, которые управляют транспортным средством, находясь «под градусом», издалека. С легкостью может обнаружить и автолюбителя, перевозящего наркотические вещества.
– Как в «Битве экстрасенсов», могу найти наркотики в одном из багажников, – шутит Виталий. – На протяжении всей службы ребята удивляются, почему у меня это так легко получается. К примеру, стоя на проспекте Ленина, из всего потока, движущегося навстречу, могу определить человека в состоянии опьянения. Да, я считываю их в толпе. Навык нарабатывается годами. Первым делом обращаю внимание на реакцию водителя. Он начинает нервничать, суматошно пристегивается, может дернуть рулем, забудет включить свет или выключить поворотник. Организм, когда человек волнуется, так или иначе даст реакцию. Определенные реакции выдают и тех, кто перевозит наркотики. Наверное, только один из тысячи не сломается под психологическим воздействием инспектора полиции.
Хорошее чутье никогда не подводило командира взвода. Тонкостей в его службе много. Всех секретов раскрывать не будем. Однако одни водители, пренебрегая правилами, помогают другим, сообщая в многочисленных чатах о местоположении патрульных машин.
– Я тоже состою в этих чатах, – смеется капитан полиции. – Вижу, где мои ребята работают. Есть в этом свои минусы. К примеру, пишут: «Патруль заехал в поселок Первомайский». Люди, которые там беспредельничали, разбегаются по домам, а когда мы уезжаем, они снова начинают хулиганить. Но нам же потом снова приходится возвращаться и теперь уже работать со случившимся ДТП или с происшествием похлеще. Если патруля рядом нет, значит, творится анархия. Страдают добропорядочные граждане. Часто водители в чатах спрашивают, есть ли инспекторы там или там. Ладно, если права дома забыл. Зачастую ехать собрался человек либо нетрезвый, либо лишенный права управления автомобилем. Не знал бы, где патруль, и не сел бы за руль, такси бы вызвал.
Виталий Романченко нашел свое призвание. Считает, что в его жизни это как раз тот уникальный случай, когда работа в радость и в удовольствие.
– Возможно, такая работа подходит не всем, – говорит он. – Кому-то нравится в кабинете сидеть. Я попробовал – не понравилось. Не могу находиться долго на одном месте. Мне надо двигаться, общаться с народом. Несколько лет выступал за ГАИ в соревнованиях по физической подготовке, по стрельбе. Участвовал в экстремальном вождении. Занимал первые места. Люблю водить машину, от погони редко кто уходит. За высокую раскрываемость три года подряд находился на Доске почета МВД. Никто не мог побить мои рекорды.
Зачастую к труду инспекторов ГАИ относятся с непониманием и негативом. Обвиняют их в жажде наживы, не замечая при этом другой стороны медали. А ведь, забрав права у пьяного водителя, они предотвращают страшную трагедию, в которой может погибнуть он сам или невинные люди. Выписав штраф за пешехода, заставляют человека задуматься и в следующий раз притормозить перед зеброй, что тоже спасет чью-то жизнь.
– Ошибки водителей я примеряю на себя, – делится Виталий. – Почему он так поступил? Как бы сделал я? Успел бы пропустить пешехода? Если реально нет, я никогда его не накажу. Выписываю штраф, чтобы человек понял свою вину и больше не нарушал. Наша зарплата не зависит от суммы штрафов. Для нас главное – предотвратить ДТП. Протокол – просто бумажка, ерунда по сути. Поймал пьяного водителя, отправил его домой, машину на штрафстоянку – и дело решено. Другое дело, если ты его пропустил, и потом приходится ехать на аварию, часами зарисовывать объемный материал со смертельным исходом. Сколько приходилось людей из покореженных машин вытаскивать… Порой водители сами себя винят, но ничего уже не исправишь. А некоторые снова садятся за руль в нетрезвом виде. Сколь веревочке ни виться, однажды каждый из них все равно найдет свой столб.
Отличные достижения в профессии капитана Романченко подтверждают его многочисленные награды и благодарности за безупречную службу. Он был удостоен медалей «За ратную доблесть», «За верность долгу и Отечеству», «За службу на Северном Кавказе» и многих других. Сам же Виталий считает главной наградой оценку своего труда признательными гражданами.
В свободное от работы время мужчина занимается спортом, любит посидеть на берегу с удочкой, ведь тишина лечит лучше любых лекарств. Во время отпуска, как настоящий патриот, путешествует по России. В семье растет 11-летняя дочка, которая является членом отряда ЮИД. Равняясь на отца, она помогает инспекторам предупреждать ДТП с участием детей.
Наталья Тимонина,
корреспондент
Фото автора