Орская школьница рассказала, как пристрастилась к курению и как пытается бросить
«Да я и без тебя все прекрасно знаю», – ответил мой сын-подросток, когда я попыталась поговорить с ним о вредных привычках. Вглядываюсь в его лицо: еще не взрослый, но уже не ребенок.
Впереди море соблазнов и новых открытий. Все ли они пойдут на пользу? Сейчас он активно пытается разобраться в сложных отношениях с ровесниками, а я всем сердцем переживаю: только бы не ошибся, не попал в дурную компанию и не наделал глупостей. О чем нам, мамам, важно рассказать своим взрослеющим детям? О фундаментальных вещах, которые помогут им понимать себя, принимать решения в новом, непонятном мире и отвечать за собственный выбор. Однако чтобы разговор состоялся, надо разобраться и в том, что мешает сыновьям и дочерям подойти к мамам и папам с волнующими их вопросами, и как сделать так, чтобы они захотели разговаривать с нами и готовы были услышать.
Как помочь подростку? Как донести до него информацию? Об этом мы поговорили с врачом психиатром-наркологом Орского наркологического диспансера Натальей Дарыбаевой.
– Когда начинаешь работать с подростками, сближаешься с ними и прежде всего выясняешь, как складываются их отношения с родителями. Чаще всего ребята говорят, что родители их не слышат, – поясняет доктор. – Вопрос: почему? Либо заняты своей работой, либо у них есть какие-то проблемы. Некоторые взрослые и сами у нас под наблюдением.
Два десятка лет назад внимание врачей-наркологов привлекали только неблагополучные семьи, где вредными привычками злоупотребляли прежде всего родители. Из таких семей выходили проблемные дети. И так по кругу. Сегодня ситуация кардинально изменилась. На медицинское освидетельствование все чаще попадают подростки из полных благополучных семей, где есть достаток, но катастрофически не хватает взаимопонимания. Первое знакомство с наркотиками, табаком и алкоголем у значительной части населения происходит еще в 11-14 лет.
– В таких семьях оба родителя, как правило, работают. Дети ни в чем не нуждаются. Уделить то внимание, которое необходимо ребенку, не находится времени, – говорит Наталья Александровна. – Работа, домашние рутинные дела мешают тесному общению взрослых и детей. Здесь главную роль играет именно семья. Только самые близкие люди могут заподозрить проблему на ранней стадии. А мы – доктора, комиссия по делам несовершеннолетних и педагоги – должны совместно помочь найти выход из ситуации.
Посещение кабинета врача-нарколога не приговор. Это не значит, что на ребенке обязательно поставят клеймо наркомана и разошлют информацию по всем инстанциям. Консультация доктора анонимна и конфиденциальна. Не стоит дожидаться, когда ваше чадо попадет в реанимационное отделение с тяжелейшим отравлением. Вот тогда история действительно будет иметь резонанс и об этом узнают все. Так, с 24 по 26 мая 2024 года в регионе с алкогольным отравлением было госпитализировано более 17 выпускников школ. Ребята широко отметили последние звонки. В другие периоды зафиксированы случаи и с летальным исходом.
– Зачастую родители сами скрывают проблему, – рассказывает психиатр. – Они пытаются донести нужную информацию до ребенка и по какой-то причине не могут достучаться. С чем это связано? Возможно, с недопониманием или еще какими-то причинами. Самое главное – они не делают первый шаг к врачу-наркологу. А ведь специалисты могут помочь! Мы дадим нужный совет, от чего оттолкнуться, с чего начать. Многие родители не знают, как себя вести с подростками. Да, их бывает сложно понять. Взрослые ставят ультиматумы, запреты, однако это работает не со всеми. Дети у нас разные, проблема одна.
По статистике Роспотребнадзора, около 80 % подростков уже попробовали алкоголь, а 50 % из них принимают его систематически. Что так манит ребят преступить закон, попробовать запретное? Простое любопытство, желание ощутить себя взрослым или дурной пример. Да, часто именно родители становятся причиной проблемы, которую потом им самим приходится решать.
– Мамы и папы должны собственным примером учить детей здоровому образу жизни, – напоминает Наталья Дарыбаева. – Если родители будут при ребенке курить, употреблять алкоголь и одновременно говорить ему, что это делать плохо, он не поймет почему. Вы же это делаете. Бывают случаи, когда люди приходят, хватаясь за голову: ребенок подсел на электронные сигареты. Мы сразу начинаем выяснять, курят или нет мама с папой. И оказывается, что они употребляют, грубо говоря, психоактивное вещество. Для нас, врачей-наркологов, нет легкого или тяжелого наркотика. Многие обычную сигарету за него не считают. Поверьте, все начинается с самого простого и на первый взгляд безобидного. Где есть сигарета, появляется баночка энергетика, потом пива. После его употребления меняется сознание человека. Ощущается расслабление, эйфория, приподнятое настроение. Ребенку понравится, особенно подростку, и захочется еще. Организм меж тем привыкает. От систематического употребления уже можно ожидать серьезных проблем.
На сегодняшний день под диспансерным наблюдением с синдромом зависимости от алкоголя в Орске не находится ни один подросток. Статистика держится на нуле уже пятый год подряд. Есть ребята, которые наблюдаются в связи с пагубным употреблением, но их тоже очень мало. Это показатель отличной работы докторов. Однако единичное и эпизодическое употребление, когда любопытство доводит до отравления, тоже не совсем хороший показатель. Значит, проблема есть, и она заслуживает внимания.
Мне удалось пообщаться с одной из школьниц Орска, которая однажды закурила. Благодаря поддержке родителей и врачей она успешно справляется с ситуацией. Марина (Имя изменено. – Примечание редакции.) – ученица одной из школ. В этом году она отлично окончила 9 классов, за ее плечами музыкальная школа, казалось бы, блестящее будущее. Что же толкнуло ее в омут запрещенных развлечений?
– Лет в 12 друзья предложили попробовать электронную сигарету. Мне сначала не очень понравилось, какие-то странные пары, ничего не понятно, – делится Марина. – Через полгода я поехала в лагерь. Там отдыхала девочка, у которой оказался целый набор электронных сигарет. Тогда я покурила второй раз. Уже понравилось. Связываю это с атмосферой: лето, дискотеки, вечеринки, друзья, веселье. Когда вернулась домой, о курении до 14 лет даже не думала. Не знала, где можно купить, да и не хотелось. Как-то встретила свою хорошую подружку, которая буквально не выпускала сигарету из рук. Составила ей компанию и с того момента около года курила почти каждый день. Потом стала пробовать пиво. Как-то мы пили с друзьями на улице, и мимо проезжала полицейская машина. Я сразу поняла, что надо бежать. Кинула бутылку и рванула. Ребят поймали, отвезли в участок. Правда, на учет не поставили, даже не поняла почему. Вот такая ситуация меня напугала. А родителей я не боюсь. Поругают да и все.
Родители Марины не отличаются особой строгостью. Дочку воспитывали в любви, заботе и ни в чем ей не отказывали. Что такая милая, воспитанная девочка может оказаться курильщицей со стажем, мама узнала только через значительный промежуток времени. Стала бить во все колокола и в апреле 2024 года привела ее в наркодиспансер.
– Мама поняла, что я курю, по специфическому сладкому запаху. Электронную сигарету мне удавалось довольно хорошо прятать, – говорит школьница. – Как-то попалась я и с алкоголем. Дома начались разговоры, что так делать неправильно. Так это я и сама понимаю. Когда меня отвели к врачу на консультацию, он сказал: поможет только психолог.
Марина объяснила свои поступки желанием повеселиться, поддержать компанию. Как своеобразное средство общения. Ничего предосудительного она в этом не видела. Начав заниматься спортом, в своем юном возрасте ощутила первые проблемы со здоровьем. Появилась одышка, вдохнуть полной грудью, как раньше, не получалось. Такие звоночки заставили ее задуматься.
– Я с психологом много разговариваю по душам, – рассказывает Марина. – Он мне помогает разобраться в своих желаниях. Есть моменты, которые не могу обсудить с мамой. И даже если что-то употребила, мы разбираем, зачем я это сделала, какие чувства испытывала. Считаю, в определенный момент я всегда могу остановиться. Есть люди, которые совсем не могут себя контролировать. Раз бутылка, два и так далее. Самоконтроль очень важен. Сейчас почти месяц я ничего не пью и не курю. Чувствую себя хорошо.
До сих пор школьница втайне от родителей хранит электронную сигарету. Рука не поднялась выкинуть, ведь обошлась она почти в полторы тысячи рублей. Впрочем, если мама однажды ее найдет, девушка уверена в себе, готова пройти любые тесты. Часть ее друзей решили поддержать подругу.
– Те, кто все еще покуривает, сами портят себе здоровье, – считает Марина. – Все подростки раньше или позже захотят попробовать запретное. Здесь могу дать только один совет: контролировать себя и анализировать свои поступки. Задаться вопросом, зачем тебе это надо. Если такое сильное желание, значит, пошла психическая или уже отчасти физическая зависимость. Надо прекращать.
Благодаря психологической помощи Марина много размышляет, копается в себе и даже хочет стать врачом-психотерапевтом. Сверстникам она рекомендует не бояться идти к доктору, а родителям – чаще разговаривать со своими детьми по душам.
Наталья Тимонина,
корреспондент