Рейнджеры отечественной закалки
Воздушно-десантные войска в этом году отметят 90-летие. Защитники действующие и уже отдавшие долг Родине ассоциируются у большинства лишь с прыжками с парашютом. Многие забывают, что служба состоит не только из учений. Доказательство тому – участники подавления политического переворота в Чехословакии в 1968 году.
Советский Союз, а после Россия были вовлечены более чем в 50 военных конфликтов. География кровопролитных событий невероятно обширна: Йемен, Вьетнам, Алжир, Сирия. В числе стран, где потребовалось вмешательство СССР для урегулирования, была и Чехословакия. В составе 8-й отдельной бригады специального назначения, которая получила задание высадиться в Праге, было несколько орчан.
Радист Геннадий Шишов вспоминает, как перед отправкой их муштровали в передаче сообщений. Уже в полете командование изменило пункт назначения: служащие должны были приземлиться в Праге, но сели в Мукачево, в Закарпатье.
– На месте посадки была пустующая часть, – рассказывает Геннадий Иванович. – В первую ночь мы спали в сапогах и с ранцами, лишь на следующие сутки начали дежурить и спать по очереди. Служба состояла из сеансов связи. Надевали рацию весом 32 кг, как ранец, за спину, и вперед. Ждали разведчиков, которые передавали сообщение шифровальщикам, а они уже – нам. Нужно было все это направить в центр во время сеанса. После меняли место дислокации.
Попасть в отряд специального назначения удавалось не каждому. Будущим солдатам не было необходимости проходить особенные испытания, но предварительный отбор делал военкомат: рост, вес, спортивные достижения, уровень образования, индивидуальные характеристики.
– Были в Актюбинске на соревнованиях по волейболу, обратно пришлось лететь на самолете, – вспоминает Николай Донских. – А я парень деревенский, впервые лечу на кукурузнике. Смотрю в иллюминатор и думаю: «Ничего себе, а кто-то умудряется еще и с парашютом прыгать». По приезде домой обнаружил три повестки из военкомата. Мне сказали: «Мы тебя уже зачислили в команду 160. Все рвутся, а ты, значит, не хочешь?» Когда дело дошло до прыжков, думал, хоть посмотрю, как другие прыгают, а по весу попал первым. Вытолкнули в первый раз, во второй, в третий уже было проще.
На службе Николаю Павловичу предстояло охранять штаб округа на границе с Чехословакией. Не раз приходилось сопровождать партийных деятелей в реформирующуюся страну. Высшее руководство отдавало приказ в случае необходимости не жалеть сил и даже жизни. Верным помощником солдат на службе было специальное снаряжение. В рюкзак десантника закладывалось 2 цинка патронов, примерно по 5-7 кг каждый, на плече автомат весом 3-4 кг, пистолет – примерно 700 г, гранаты оборонительные и наступательные – 4 штуки. 15-20 кг за плечами, и это еще не полная выкладка. Добавьте к этому флягу с водой и саперную лопатку.
Как рассказывает Владимир Галкин, им не разрешалось открывать ответный огонь. Поэтому особое внимание уделялось физической подготовке и тренировке моральной выдержки: солдаты ныряли в болото, прыгали с вышки, поджигали тротиловые шашки в дождь, занимались спецминированием.
– Наш отряд противопоставлялся тогда американским рейнджерам, – объясняет заместитель председателя «Союза десантников» Владимир Комаровский. – Была такая секретность, что не всякий офицер мог попасть в нашу роту. А после прохождения службы нам еще 8 лет нельзя было выезжать за границу.
Отряд спецназначения просуществовал вплоть до 2003 года. За более чем 30-летнюю историю служащие приняли участие в ликвидации десятков конфликтов. Большинство операций до сих пор засекречено, но об их последствиях мы судим по сохранности нашей государственной границы.
Мариам Сарибекян,
корреспондент