Творчество, которое окрыляет. Интервью с известным деятелем культуры Орска Александром Ивановым
Александра Иванова нашим читателям представлять не нужно. Поэт, прозаик, драматург, бард, член Союза писателей России и Союза журналистов России остается другом редакции.
На страницах «Орской газеты» печатаются его очерки, интервью, репортажи о событиях культурной жизни города. Накануне творческого вечера Александр Леонидович поделился с нашим корреспондентом своими мыслями и творческими планами.
– Александр Леонидович, кто-то знает вас как прозаика, кто-то – как гитариста, барда… Кто вы еще?
– Ну, почти все основные мои пристрастия вы назвали. Есть еще дюмаведение: я изучаю творчество своего любимого писателя Александра Дюма, перевожу с французского его непереведенные пьесы. Это триединство я выразил в таком четверостишии: «Хоть я уже весьма в летах И средь друзей лишь знаменит, На трех планетах, трех китах Жизнь моя грешная стоит». А еще я активный читатель, причем не только местных, орских библиотек, но и Ленинки в Москве, и Салтыковки в Санкт-Петербурге. Ну и, конечно, муж для своей супруги, сын для мамы, отец для сына и дочери.
– Вы пишете прозу на злобу дня, пытаясь донести до читателя свою точку зрения, или вам больше интересны люди, их эмоции, переживания, становление?
– Пишу и на злобу дня, конечно, но в последнее время меня интересует психологическая проза. Как бы то ни было, человек с его внутренним миром – стержень всех значимых произведений литературы всех времен и народов. Даже детектив можно написать с прицелом на психологизм героев, и это будет талантливая книга, а не низкопробное чтиво.
– Вы дружите с другими авторами? Помогает ли это вам в саморазвитии?
– Дружу. И не только с орскими. Добрые творческие связи сложились у меня с московской писательницей и публицисткой Светланой Замлеловой. Я читаю ее талантливые книги, мы общаемся. Многолетняя дружба связывала со свердловским писателем родом из Орска, Игорем Сахновским, оренбургскими прозаиками Николаем Корсуновым, Юрием Мещаниновым, орским поэтом и прозаиком Олегом Яковлевым, поэтом и переводчиком Юрием Лифшицем, новотроицким поэтом Александром Цирлинсоном. Многие годы дружу с самобытным орским писателем Сергеем Упоровым и поэтами Галиной Волошиной и Вячеславом Полещиковым. Дружба с творческими людьми всегда подпитывает. Это и обмен идеями, и разговор о прочитанном, и даже какие-то нравственные ориентиры.
– В одном из интервью Юрий Поляков сказал: «Писатель – это не тот, кто пишет, а тот, кого читают». На ваш взгляд, в чем заключается писательский успех?
– Юрий Поляков, безусловно, прав. Книги пишутся для того, чтобы их читали, а человек, пишущий в стол, подозрителен и заслуживает, наверное, звания графомана. Но у местечковых поэтов и прозаиков (а мы, к сожалению, таковыми являемся) нет широкой аудитории. Сетевые ресурсы немножко разрушили этот стереотип, но если у тебя нет имени Акунина или Сорокина, то твоими читателями, скорее всего, будут только близко знающие тебя люди. Но я не ропщу. И в их числе есть такие, чье мнение для меня дорого. И если им нравится моя книга, это и есть успех.
– По вашим пьесам были поставлены спектакли в Орском драмтеатре. Что это за пьесы? Удовлетворил ли вас результат и режиссерское видение?
– Это дело случая. В конце 1990-х я работал заведующим литературной частью в драматическом театре имени Пушкина. Мы внедряли так называемые новые формы работы со зрителем, одной из которых был театральный урок. Для одного из них я и написал небольшую пьеску «Самый русский поэт» о Сергее Есенине. Она была поставлена режиссером Александром Митькиным. Вторая пьеса – краеведческого плана – «Да будет город на Ори» написана мною в соавторстве с Олегом Объедковым к юбилею Орска. Премьера ее прошла в канун празднования Дня города во дворце спорта, а потом по радио в сокращении еще звучала и постановка. Режиссером пьесы выступил тот же Митькин, режиссуру которого я высоко ценю.
– Когда впервые взяли гитару в руки? Что начали делать раньше: играть на гитаре или писать песни?
– Раньше всего стал учиться играть… на баяне. Родители отдали меня в музыкальную школу в возрасте лет десяти. Причем гитару тогда не только у нас в районном поселке северного Казахстана, но и во всей стране не преподавали, ее считали инструментом мещанским. Через баян я полюбил музыку, научился подбирать по слуху. Помнится, шел из школы с одним желанием: поскорее добраться до инструмента и поиграть. Будучи учеником второго класса музыкальной школы, написал в подражание «Полету шмеля» Римского-Корсакова пьесу для баяна «Полет мухи», которую не смог сыграть даже мой учитель Василий Леонидович. Это была первая творческая попытка. А гитарой я заболел в 10 классе. У нас в поселке играли на гитаре и пели многие ребята, кроме того, 1970-е были эрой вокально-инструментальных ансамблей. Я пристал к отцу, который играл на семиструнке, и попросил показать мне несколько аккордов. А потом переучился играть на шестиструнке. До армии успел поиграть в вокально-инструментальном ансамбле. Во время службы в группе советских войск в Германии был участником ВИА «Голубые погоны». Там, кстати, написал свой первый вальс для ансамбля гитар.
– Что касается сочинения песен, по-вашему, что здесь первостепенно – музыка или стихи?
– В авторской гитарной песне принято считать, что основой являются все же стихи. Яркий пример тому – творчество Булата Окуджавы. Но я бы не стал уводить умение владеть гитарой на задний план. Ну, и третьей составляющей можно назвать вокальные данные, если они, конечно, имеются.
– Сочиняя песни, в чем находите вдохновение?
– На создание песен меня чаще всего провоцируют хорошие стихи. Немало их написано на слова орских поэтов Олега Яковлева, Людмилы Горшениной, Юрия Лифшица, Вячеслава Полещикова и других. Да и вообще к написанию песен я пришел поздновато, в 30 лет, и связано это с Орском и клубом самодеятельной песни, активным членом которого я в 80-90-е годы являлся.
– Что влияет на рождение стиля гитариста, его неповторимого почерка?
– Я думаю, на это влияет умение вдохнуть жизнь в исполняемое произведение, придать ему индивидуальность и неповторимость. Это дано далеко не каждому. Как сказано в Библии, есть много званых и мало избранных. Среди гитаристов тоже. И еще, конечно, нужен технический багаж, знание приемов игры. Немаловажным является и умение выйти за рамки. Такой выход и определяет суть творчества.
– Какую из своих песен считаете самой удачной?
– Самую удачную я еще не написал. А так, в разные периоды удачными были «Вальс в ритме осени», «Осень-99», юмористические песни.
– Для сочинения музыки очень важно иметь свежую голову. Что вам помогает освободить мозги?
– Творчество (в том числе и сочинение музыки) является для меня процессом непредсказуемым. Иная песня может родиться, что называется, в один присест, и здесь не надо никаких свежих мозгов. А другую можно вынашивать в себе годами, и ничего хорошего из этого все равно не получится. Поэтому меня удивляют некоторые друзья, пишущие стихи, которые говорят: вот стихи, напиши песню, что тебе стоит… Да, уложить в музыкальный размер можно что угодно (один мой студенческий друг даже спел под гитару целую главу из учебника «Научный коммунизм»), но разве это можно перевести в музыкальный жанр? И потом, настоящую музыку пишут композиторы, люди, знающие законы музыкального сочинительства. А я далеко не Бетховен и не Чайковский и делаю все по наитию.
– Где подпитываетесь творческой энергией? Удается ли выезжать на фестивали?
– Я очень любил наш фестиваль «Бабье лето». Начиная с 1987 года был его бессменным участником. Но все хорошее, как известно, кончается. Не хватило пороха у наших сегодняшних бардов, не смогли они отстоять фестиваль и нового не создали. А это для творческой молодежи города очень важно… Минувшим летом я подружился с бардами Екатеринбурга, побывал на одной из их встреч в клубе «Урал». Песни, которые я исполнял, понравились новым друзьям, они пообещали приглашать меня на свои фестивали, слеты и тусовки. Часто бывать у них, конечно, не получится, но иногда съездить можно.
– Как появилась идея создать клуб любителей гитары, который работал в городе в середине 1980-х, начале 1990-х? Кого он объединял? Расскажите об этих людях.
– Я приехал в Орск на ПМЖ в 1986 году. И стал работать сотрудником промышленного отдела единственной в ту пору городской газеты «Орский рабочий». Работы было много, но хотелось еще чем-то подпитывать душу. Так появилась идея поискать людей, увлеченных классической гитарой, и создать клуб. Дал объявление. В маленькой комнатке ДК ОПС (был такой в Орске) собралось порядка 15 человек самых разных профессий. Все очень интересные. Это были Игорь Берников, Андрей Власов, Женя Петров, Виктор Третьяк, Жора Видянов, Виктор Рожнов. Мы играли друг для друга, обменивались нотами, обсуждали всякого рода вопросы (интернета тогда не было), а позже стали приглашать в Орск гитаристов. В разное время у нас побывали такие известные гитаристы, как Сергей Орехов, Алексей Перфильев, Владимир Терво, Анатолий Ольшанский, трио гитаристов Урала. С Андреем Власовым и Женей Петровым, которые теперь живут и работают в Москве, я до сих пор общаюсь и встречаюсь и в столице, и в нашем городе.
– Музыка и проза: что для вас – ремесло, а что – творчество?
– И то и другое – творчество. Хотя повторяю, что я не Бетховен и не Достоевский. А ремеслом (то бишь, профессией) долгие годы была журналистика. Хотя и в нее я, чего греха таить, старался вкладывать искру. Сейчас вот, несмотря на пенсионный возраст, преподаю гитару. Не могу сказать, что это ремесло. Работа с детьми – живой процесс. А мысли о ремесле возникают, наверное, только тогда, когда заполняю журнал или другие бумаги… Но это шутка.
– Вам через несколько дней исполнится 65. Как относитесь к возрасту?
– Я где-то прочел, что возраст человека делится на три стадии: детство, юность и… «Вы отлично выглядите!» Есть, правда, еще четвертый этап, совсем грустный, – «Вы прекрасно держитесь!» Надеюсь, что до последнего я еще не докатился. Свои годы воспринимаю философски, но если честно, то грустно, что все лучшее уже позади. Благо вдохновение не оставляет.
По-прежнему много пишу, обучаю детишек игре на гитаре в ДШИ № 4. И, пользуясь случаем, приглашаю всех желающих на свой юбилейный творческий вечер, который состоится 20 ноября в 17.00 в ДК нефтехимиков. Вход свободный.
Служба информации «Орской газеты»