Железная воля, стальные мышцы и творческая душа Анатолия Пуякина
Есть люди, в жизни которых спорт играет огромную роль. Один из таких людей – тренер по гиревому спорту СШ «Свобода» Анатолий Пуякин, который 30 октября отметил свой профессиональный праздник – день тренера. Его воспитанники прославляют не только наш город, область, но и страну, получив бесценный опыт у наставника.
– Анатолий Петрович, как спорт стал частью вашей жизни?
– Я родился 30 сентября 1986 года. Учился в школе № 63, с отличием окончил политехнический и педагогический колледжи. Получил высшее образование. Спортом увлекался с самого детства. Напротив дома было футбольное поле, я с шести лет на нем гонял мячик. Занимался футболом, баскетболом, самбо. В принципе, ходил на все секции, которые имелись в поселке ОЗТП. В более старшем возрасте увлекся рукопашным боем и добился серьезных результатов.
С гиревым спортом столкнулся в педколледже. Меня привлек тренер СШ «Свобода» Александр Афанасьевич Медведев, который там на тот момент преподавал физкультуру. Во время тренировок по рукопашке с гирями и штангами приходилось сталкиваться. Думал, что с этим видом спорта мне не совладать. Оказалось, нет. Быстро начал добиваться успехов. Сначала побеждал в городских соревнованиях, потом в областных и всероссийских. На первенстве России занял второе место. На время уходил в бокс, но занимался им недолго. Тоже были успехи. Все-таки тянуло на гири. К концу обучения в педколледже выполнил норматив кандидата в мастера спорта, и Александр Афанасьевич предложил мне поработать тренером. Мы открыли отделение в спортшколе «Свобода» и вместе начали набирать первые группы. Через год я устроился на завод, но тренерскую деятельность не бросил. После ушел на железную дорогу, был начальником участка – и продолжал тренировать. Со временем полностью погрузился в спорт, и вот уже на протяжении 21 года я тренер.
– Сложно было работать с детьми на начальных этапах?
– Да. Я начал тренировать ребят, когда мне едва исполнилось 18 лет. Многие мои воспитанники оказались старше меня. Не хватало и знаний, инвентаря: помостов, гирь. Доставали, как могли. Однако уже из первой группы спортсменов удалось подготовить кандидатов в мастера спорта, один стал даже чемпионом мира. С каждым годом работать становилось проще. Начали приходить девочки, добивались огромных успехов. Первые призеры России среди девушек у меня занимались. Александра Берест на чемпионате мира в Индии стала второй, выступая за Оренбургскую область. Вот такие показатели. Старшие три сына из семьи Кожеватовых, где воспитывают 11 детей, у меня тренировались, за ними – две сестры. Все стали кандидатами в мастера спорта. Пошла уже семейная традиция.
– Насколько гиревой спорт популярен в Орске?
– Популярность его с годами растет. В основном им занимается молодежь. Начинать желательно лет с 10. Но если хочется успеть выступить до 16-18 лет, то лучше раньше. Иначе после придется переходить во взрослую категорию, соответственно, поднимать тяжелые гири. Приходят ребята и в 20, и в 25 лет. Даже у ветеранов есть шанс добиться больших успехов. Многие становятся кандидатами, мастерами спорта и чемпионами мира во взрослом возрасте. Возраст здесь вообще не ограничен. С малышами я занимаюсь три раза в неделю. У них не очень большие нагрузки. Взрослые группы тренируются по-другому. Веса гирь распределяются по возрастным категориям. Это касается и девочек.
– Как вы относитесь к тому, что представительницы прекрасного пола стремятся тягать гири?
– С девчатами работать тяжелее, особенно в переходном возрасте. Их трудно привлечь, зато потом не выгонишь. Они очень упертые в этом плане. Кстати, гири – самый продуктивный вид спорта для сжигания калорий. Случалось сбрасывать до трех килограммов за тренировку. Глупо считать, как думают многие, что гиревой спорт повлияет на фигуру. Нет. К примеру, Александра Берест две гири в 24 кг за один подход одновременно поднимала более 40 раз. Сейчас она ведет фитнес, стала тренером. Фигура гиревика спортивная, подтянутая. Конечно, мышцы крепкие, упругие, но так и должно быть. Наш спорт больше похож на такие направления, как фитнес, кроссфит. Развивает силовые качества, выносливость; тут нужна сильная дыхательная система. Хорошо, когда на гири приходят ребята из борьбы, плавания, из велосипедного спорта. Они проще адаптируются.
– К каждому начинающему спортсмену нужен индивидуальный подход или у вас есть общая определенная система тренировок?
– Тренировочный процесс очень индивидуален, потому что у каждого своя весовая категория. Кто-то сразу идет на большие гири, кто-то на маленькие. Все работают разными подходами. Рост, вес и так далее – многое надо учитывать. Конечно, вначале все учат технику, какие-то общие физические упражнения, но через два-три года каждый человек работает по своей программе, только индивидуально.
– Существует мнение, что, поднимая гири, можно нанести вред здоровью. Так ли это?
– Что касается спорта, то здесь всякое может случиться. Вред будет или польза – зависит от человека, от тренера, от семьи. Если делать все правильно, технично переходить, не рваться, не хватать сразу огромные гири, учитывая отдых, питание, растяжки, применение разогревающих мазей, то, конечно, полезно. Если подходить без головы, травмы можно получить в любом спорте. При подготовке ребят высокого уровня допускается и гонка веса, и изнуряющие тренировки по 6-8 часов каждый день, бывает, без отдыха. Там серьезно надо подходить. А тем, кто приходит только подкачаться, подтянуть фигуру, все только на пользу. Я приветствую всех желающих заниматься гиревым спортом. И взрослых, и детей, никому не отказываю. Помогаю каждому выполнить поставленную для себя задачу.
– Вы строгий тренер и судья?
– Назвать меня строгим нельзя. Больше люблю подход с юмором. Стараюсь подбодрить. Дети меня в шутку называют «Анатолий Петрович, наш зверь». Скажут как отрежут. Главное – ребята сами должны осознавать, что это надо непременно им. Зачем кричать или повышать голос? Хотя есть такие, кто говорит: «Я выйду на помост, вы на меня кричите, чтобы я поднял. По-другому не могу». Тогда приходится и прикрикнуть. К каждому свой, особый подход. Сейчас, занимаясь судейством, езжу на чемпионаты области, России. Тоже интересная ветвь в моей работе. Это большая ответственность, надо правильно отсудить. В стране огромная конкуренция, и когда выходят пять-шесть чемпионов страны, а тебе надо решить их судьбу, кто поедет дальше и станет чемпионом мира, напряжение колоссальное, как будто сам поднимаешь эти гири.
– Почему остановили свой выбор именно на спортшколе «Свобода»?
– Мне здесь нравится. У нас отличный директор, суперкоманда тренеров. Мы очень дружные. Стараемся, выступаем. К примеру, для участия в фестивале «На Николаевской» подготовили номер, где ребята жонглировали гирями. Перекидывали через голову и сальто с ними делали. В красивых костюмах, с музыкой. Все были в шоке, ведь мы даже не артисты. Тогда выиграли Гран-при. Потом поехали на всероссийский конкурс и там стали лауреатами второй степени. Нас записали в цирковой жанр. Хотя сейчас жонглирование ввели как соревновательный момент. На тренировках мы не часто уделяем этому время, в основном занимаемся базовым подъемом гирь.
– Окончательно остановили свой выбор на гиревом спорте или еще экспериментируете?
– В 27 лет я упал с крыши. Получил травму. Месяц не вставал, потом почти два года хромал, были ужасные боли. Врачи много чего говорили: операция, последствия… Благодаря спорту восстановился, увлекся жимом лежа. В 34 года выполнил норматив мастера спорта.
Гири – особая романтика. Иногда после усиленных тренировок неделю не можешь восстановиться, руки стираешь в кровь, кожа слезает. Когда привыкаешь к таким нагрузкам, то все реально. Главное – проявить характер. Даже для детей проводим марафоны, где они по часу стоят на помосте, непрерывно поднимая гири.
– Вы увлечены ковкой металла, создаете настоящие произведения искусства. Такая тяга к железу связана со спортом или это порывы творческой души?
– В свое время я занимался в художественной школе. Неплохо рисовал, лепил. Но ушел в спорт и забросил художку. У отца была фирма по художественной ковке, которая распалась, а станки и часть оборудования остались. Решил попробовать поработать, и пошло-поехало. Я люблю железо, и оно слушается меня. Металл в руках, как пластилин. Оказалось, творить можно и из него. Такое не всем дано. Увлечение становилось все серьезнее и серьезнее. Считаю, что у меня сейчас неплохо получается. Иногда делаю необычные вещи. Доспехи ковать было сложно. Надо отдать должное мастерству кузнецов давних времен, которые ковали без специального оборудования. Последнее время особенно интересует 3D-моделирование, как делать статуи из металла. Конечно, хочется достичь уровня Микеланджело.
Как и в спорте, надо всегда стремиться к высоким результатам.
Наталья Тимонина,
корреспондент