Картины говорят без лишних слов. Памяти орского художника Ильяса Усманова
Экспозиция работ Ильяса Усманова развернулась в городском выставочном зале. На этот раз насладиться творчеством талантливого художника довелось после смерти автора.
Руководство города, коллеги по цеху, друзья и просто ценители живописи собрались в зале, чтобы почтить память самобытного мастера. Многие из присутствовавших обращали внимание: работы Ильяса Усманова ни с кем не спутать, у этого художника свой неповторимый почерк, особенная, хорошо узнаваемая манера письма.
– В его картинах много теплого света, воздуха, летнего зноя и душевная, простая лирика песчаных улочек родного Кумака, – отметила директор выставочного зала Елизавета Горбунова. – Композиции очень лаконичны, но преисполнены яркими акцентами, особым ритмом и пластикой.
Все мы родом из детства
В работах Ильяса Усманова преобладают сцены деревенской жизни, родные с самого детства. Рисовать он начал с юных лет. Когда заканчивалась бумага, в ход шли форзацы старых книг. В какой-то момент мать разрешила рисовать на печке, и у юного художника появилось огромное пространство для творчества. Достаточно было побелить стенку, и вновь «холст» оказывался чист. Под впечатлением от фильмов и книг он рисовал сцены военных сражений: танки, пушки, самолеты и бегущих в атаку бойцов. Порой сюжетами незамысловатых картин становились фрагменты снов.
В школьные годы Ильясу повезло учиться у самодеятельного художника Алексея Ильченко, который не ограничивался уроками рисования, а собирал ребят, интересующихся искусством, по вечерам в кружке, объяснял, как передать на бумаге цвет и форму.
Уже в школьные годы Ильяс твердо решил, что будет художником, и знал: для этого нужно учиться. Вместе с матерью поехал в Уфу в художественное училище, подавать документы. Но, как оказалось, опоздал. На следующий год он легко поступил в недавно открывшееся училище в Оренбурге. После армии какое-то время работал в родном селе, а потом по предложению орских художников переехал в наш город.
Картины, передающие атмосферу
На становление Ильяса Усманова как художника немалое влияние оказали его первый учитель Алексей Ильченко и орский художник Аркадий Ескин, у которого начинающий живописец брал уроки. Вскоре на работы коллеги по цеху обратил внимание Николай Митцев. Именно он разглядел в молодом человеке большого художника, впервые пригласил участвовать в выставках.
– Я узнал Ильяса в 1986 году, – вспоминает художник Юрий Баскаков. – Это была первая выставка в галерее на улице Васнецова. Меня поразила одна его картина – «Побелка». В комнате, освещенной с улицы, женщина стоит на столе и белит потолок. Казалось бы, рядовая житейская ситуация. Но, проходя мимо картины, я почувствовал запах побелки. Честно говоря, обалдел. Таким было первое впечатление об этом мастере. Потом были встречи на выставках, личные беседы, и с каждым разом я все больше убеждался, что это очень талантливый и творческий человек…
– С Ильясом мы познакомились на выставкоме, во время отбора работ молодых художников на городскую выставку, – вспоминает вдова и муза живописца Елена Валявина. – О некоторых работах, в основном, уже хорошо известных местных художников, он отзывался жестко. Позже мы встретились на отборе на всероссийскую молодежную выставку. Так получилось, что мы пришли первыми, завязался разговор. Несколько раз пересеклись на улице. Со временем закрутился роман. Сначала я была далека от творческого подхода Ильяса, но в процессе общения с ним изменилось мое восприятие, мироощущение, да и я сама. Он научил меня тому, что очень важно суметь передать зрителю свои ощущения.
«Художник – это не тот, кто умеет красиво срисовывать пейзаж, нарисовать человеческое лицо, – при жизни отмечал Ильяс Усманов. – Конечно, художник обязан уметь профессионально и правильно это делать. Но художественность – это совсем другое. Впервые я почувствовал ее, смотря фильм «Старая-старая сказка». Образ главного героя был создан на фоне декораций из картона, и я впервые ощутил, что можно, не давая реалистичной картинки, войти в человеческий мозг, что-то в нем перевернуть. Тогда я понял, что такое художественность: можно скупыми средствами сделать правдивый образ, даже правдивей, чем на самом деле, в реальности».
Ничего лишнего
– У Ильяса Усманова можно поучиться главному: не говорить лишнего. Тремя словами сказать все, без бытовой мишуры, без занудства, – словно вторя мастеру, отмечает педагог-художник Детской художественной школы Ирина Осипова. – Казалось бы, из ничего он умеет создать атмосферу. Мы с детьми стараемся у него учиться.
– Это необыкновенно талантливый художник, который от многих отличается своим композиционным даром, – говорит председатель Орского отделения Союза художников России Александр Еремин. – Очень хотелось бы, чтобы его работы сохранились, но по опыту знаю, что картины расходятся, а потому в таком составе в одном месте нам вряд ли когда-нибудь еще удастся их увидеть. Так что всем рекомендую посетить эту выставку.
Хоть во многих работах художника можно увидеть деревенские пейзажи, главное место в них занимает человек. Персонажами картин часто становились друзья и знакомые автора, односельчане. Елена Валявина проводит нас по залу, показывая наиболее знаковые для своего супруга работы. В их числе триптих «Дом безработного пастуха». Его Усманов написал уже во второй раз, первый передал в дар Магнитогорскому музею. За него получил золотую медаль Союза художников России «Духовность –традиции – мастерство». (В его копилке много наград – гран-при и первых мест.) И пусть триптих очень напоминает первоначальный вариант, в нем больше гротеска и меньше деталей. Ни одна из восозданных картин Ильяса Усманова (а их немало) не повторяет свою предшественницу. Сюжет один – детали отличаются.
Много в его творчестве и философских работ, которые особенно ценят профессионалы.
– Обратите внимание, на картинах Ильяса часто можно встретить неровные заборы, неровные линии, в этом есть какой-то ритм, – говорит Елена Валявина. – А еще у него не найти работ с одинаковым небом.
Конечно же, смотреть картины интереснее, зная замысел художника. Впрочем, на странице Ильяса Усманова в соцсети
ВКонтакте, которую продолжает вести его вдова, можно встретить рассказы о многих полотнах. Есть здесь и небольшой фильм, в котором Ильяс еще при жизни сам рассказывает о себе и рассуждает об искусстве. Поклонникам его творчества это будет интересно, как, впрочем, и выставка. Она продолжит свою работу до 24 июня.
Кстати, Елена Валявина обращается с просьбой ко всем, в чьих коллекциях находятся работы Ильяса Усманова, прислать фото тех картин, которых сегодня нет в каталоге. Она надеется собрать максимум информации о творчестве художника и сделать ее доступной для широких масс. Сегодня от некоторых работ в памяти остались лишь названия, и этот пробел хочется восполнить.
Людмила Светушкова,
выпускающий редактор