На сцене оживут воспоминания Окуджавы
К юбилею Победы Орский драмтеатр готовит премьеру – спектакль «Будь здоров, школяр» (12+) по мотивам повести Булата Окуджавы. Над ним работает режиссер из Санкт-Петербурга Борис Гуревич. Первый показ намечен на середину апреля.
На минувшей неделе режиссер и художник-постановщик Мария Брянцева встретились с орскими артистами, чтобы обсудить ряд важных моментов, декорации и костюмы.
Совместную работу тандема на орской сцене – спектакль «Снежная королева» (6+) – зрители оценили очень высоко. Уже второй сезон волшебная сказка собирает полные залы.
– Нынешний спектакль – другой. Он аскетический, так как рассказывает о военном времени, – вводит нас в курс дела Мария Алексеевна. – При этом сценических перемен будет много. Костюмы мы не стали делать военными, чтобы избежать излишней бутафории. На плечи мужчин будут наброшены шинели, женщины наденут армейские ремни. При этом они останутся в современных костюмах. Одежда продумана так, чтобы показать характер персонажей.
Макет, созданный из бумаги, который режиссер и художник-постановщик представили артистам, демонстрирует открытую сцену в летнем городском саду, где собирается молодежь. Именно здесь начнется действо.
– Деревья рядом со сценой весьма условные – только стволы, – показывает Мария Брянцева. – Ими станут опущенные двадцатимиллиметровые трубы, которые позднее, наклонившись, превратятся в дула орудий. Амфитеатр распадется на части, из него получится много мест действий. Он, как и все во время войны, разрушается…
Общую концепцию создатели спектакля разрабатывали около двух месяцев.
Сейчас полным ходом идет изготовление декораций. Мария Алексеевна вместе с орскими коллегами в течение нескольких дней закупала ткани, необходимые вещи.
– В Орском театре прекрасные цеха, – отмечает она. – Здесь замечательный заведующий художественно-постановочной частью Андрей Никулин, очень мобильный и отзывчивый. Отметить хочется и заведующую пошивочным цехом Ирину Семкину, с которой мы по полдня подбирали в магазинах то, что нужно. Советовались, какие ткани лучше выбрать для пошива костюмов. Некоторые вещицы удалось найти в секонд-хенде, что-то придется заказывать местным мастерицам. К примеру, герой Алексея Маланьина будет похож на Булата Окуджаву, а значит, и выглядеть он должен соответствующе. Мы подобрали подходящий пиджак, проанализировав фотографии поэта в интернете, а вот нужного свитера не оказалось – его придется связать.
В процессе изготовления костюмов и создания декораций художник-постановщик из Питера (а Мария Брянцева представляет театр имени Ленсовета) будет участвовать удаленно, ведь параллельно в Санкт-Петербурге идет подготовка спектакля совсем другого направления.
На вопрос, не сложно ли совмещать работу сразу над несколькими спектаклями, она отмечает: наоборот, это интересно. Чем разнообразнее репертуар, тем больше форм можно использовать, и работа с разными режиссерами позволяет создавать совершенно разное.
– Наш тандем с Борисом Гуревичем любит, чтобы менялся свет, менялась декорация, – подчеркивает Мария Алексеевна. – Возможно, сказывается то, что у нас одна школа. Избегаем перенасыщения сцены, часто используем условности. Впрочем, сейчас это общероссийская тенденция. Если в 90-е в театрах можно было увидеть захламленность, то сейчас многие от этого уходят. Сегодня активно используются видеоматериалы как дополнение к происходящему на сцене.
Видеоряд к спектаклю «Будь здоров, школяр» помогает создавать супруг Марии Алексеевны Александр Липовских. Он, как и жена, художник-постановщик, окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Супруги подсказывают друг другу интересные ходы, вместе обсуждают их с режиссерами, оригинальные идеи часто находят поддержку.
Через некоторое время Мария Брянцева вновь приедет в Орск, чтобы посмотреть, все ли получилось так, как задумывалось. Вместе с режиссером и художником по свету выставит свет.
Музыкальный спектакль по повести известного автора должен получиться интересным для представителей всех поколений. Так что с нетерпением ждем премьеры!
Людмила Светушкова,
выпускающий редактор