«ОГ» Литературная. Память: дар или бремя?
Евгений Водолазкин – автор многих романов, которые переведены на многие языки. Его новая книга «Чагин» (16+) – роман о памяти, времени и человеке.
Время и память – излюбленные темы Водолазкина: им посвящены в той или иной степени все его романы, от «Лавра» до «Оправдания Острова». В «Чагине» писатель раскрывает новую грань этой темы, персонифицируя память в образе человека. Архивист, сотрудник городской библиотеки Санкт-Петербурга Исидор Чагин обладает уникальным даром мнемониста. Его память подобна фотоаппарату: раз увидев или услышав текст, Чагин запоминает его навсегда. Тексты любой сложности, числа, прогрессии, формулы, газетные статьи – все это точь-в-точь могло быть им повторено после одного прочтения даже через годы. Он лишен способности забывать.
И вот этот его дар стал причиной жизненной трагедии Чагина.
Евгений Водолазкин «Чагин»: «Счастье – понятие субъективное, – сказал Чагин. – У каждого человека оно свое. И даже у одного и того же человека в разные поры жизни оно тоже разное».
В романе 4 части, и в каждой – свой рассказчик. Все они соприкоснулись с Чагиным так или иначе. В этих частях – разные отрывки из его жизни, счастливые и не очень, но они гармонично дополняют друг друга. Немало горестей выпало на долю героя, приходилось переступать через себя и мучиться в сожалениях, он обретал любовь и терял ее. Книга начинается с его похорон, описываемых сотрудником архива Павлом Мещерским, который работал с Чагиным некоторое время.
В первой части мы сразу узнаем ключевое событие в жизни Чагина, на котором завязано раскрытие всей личности главного героя.
Следующие части книг – воспоминания о Чагине сначала Николая Ивановича, затем его коллеги по работе в театре, Эдуарда Григоренко.
Последняя же часть романа – романтическая переписка Павла Мещерского с девушкой Никой, через которую мы узнаем о последних годах Чагина.
Евгений Водолазкин «Чагин»: «Ты смотришь на человека сквозь призму его биографии. А биография от него не зависит… Зависит, конечно, – поправился Исидор, – но в довольно небольшой степени. Она не отражает, скажем, его дарований. Или – мечтаний. Я вот что скажу: о человеке нужно судить по его мечтам… Смешно?»
Три стержневые темы романа – метафизика памяти, покаяние длиною в жизнь и умеющая ждать любовь – звучат в романе не по отдельности, они переплетаются так, что трудно отделить одну от другой.
Роман «Чагин» – это не просто история об уникальном мнемонисте. Она именно о сущности памяти, ее связи с фантазией и вымыслом и связи последних с реальностью.
Татьяна Коченкова,
заведующая методико-библиографическим отделом ЦГБ им. Горького МАУК «ЦБС г. Орска»