Постичь тайнопись Сальвадора Дали
Один из героев Шекспира сказал: «В мире есть много такого, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».
Я вспомнил эту классическую фразу, побывав в городском выставочном зале и познакомившись с репродукциями знаменитого Сальвадора Дали. Казалось бы, имя и работы этого прославленного на весь мир художника широко известны, однако оказалось, что и для моего образованного ума и пресыщенного вкуса здесь имеются открытия. Именно ими, такими открытиями, хотелось бы сегодня поделиться с читателями газеты.
Дали известен прежде всего как представитель одного из самых парадоксальных направлений в искусстве XX века – сюрреализма, и всю жизнь оставался преданным ценителем живописи старых мастеров, владевших, по его мнению, «тайной волшебства». Он преуспел в живописи, графике, скульптуре, занимался дизайном одежды, мебели и аксессуаров и даже пробовал свои силы в кинематографе и мультипликации. Но побродив по лабиринту шедевров графики великого сюрреалиста, представленных на выставке, озаглавленной «Тайнопись», я убедился в том, что каждый из них, словно шкатулка с секретом, заключает в себе тайное послание. Быть может, здесь, в паутине случайных ассоциаций, в царстве сна и воображения, загадочный Сальвадор Дали предстанет глазам зрителей «очаровательнейшим волшебником», умеющим видеть скрытые связи и суть вещей. Тем более что он представлен в этой экспозиции с неожиданной стороны, как иллюстратор знаменитых и близких его сердцу произведений.
Прежде всего это «Алиса в стране Чудес» Льюиса Кэрролла, волнующая воображение детей и взрослых вот уже полтора столетия. Помню, что даже моя дочь в школьном возрасте попала под обаяние этого произведения настолько, что стала писать свою повесть, отчаянно подражая Кэрроллу. И думаю, она не одинока. Кто из читателей не представлял себе, как однажды заглянет в кроличью нору, откупорит пузырек с надписью «Выпей меня» и отправится в полное приключений путешествие по Стране чудес? Кто бы отказался пожать лапку Белому Кролику, побеседовать с Чеширским Котом и испить чаю в компании Болванщика и Мартовского Зайца? Кто, наконец, не задумывался о том, как выглядят эти удивительные создания?
На протяжении второй половины прошлого и первой половины нынешнего века многие известные художники обращались к сказочной повести Кэрролла и украшали ее иллюстрациями. Но никто не подходил для этой задачи лучше, чем Сальвадор Дали, сам похожий на одного из чудаковатых персонажей Льюиса Кэрролла. Не случайно изданную в Нью-Йорке в 1969 году, спустя сто лет после первой публикации, книгу с иллюстрациями Дали назвали «встречей двух великих сюрреалистов». Текст сказки сопровождали 12 (по числу глав) красочных работ, выполненных в технике гелиогравюры, а также лаконичная гравюра-фронтиспис. Спустя время, в 1984 году, «Приключения Алисы в Стране чудес» были выпущены в виде отдельной серии литографий.
Словесные фантазии Кэрролла – настоящий вызов обыденной логике, и Дали принял этот вызов с воодушевлением. «Всякий раз, открывая дверь, я считаюсь с возможностью увидеть что-то выходящее за рамки нормальности», – писал он, вслед за Алисой ныряя в кроличью нору, в царство абсурда, гротеска и невиданных метаморфоз. Сам сказочный мир становится главным героем его работ, а проводник в нем – тоненькая фигурка со скакалкой в руках, беспечно порхающая с одного листа на другой.
Сатирическая повесть «Треугольная шляпа» испанского писателя Педро Антонио де Аларкона – еще одно произведение, к которому обратился великий сюрреалист. Незатейливая история мельника и его супруги, живущих душа в душу, и чванливого вельможи-коррехидора, безуспешно пытающегося соблазнить жену мельника, берет начало в популярном в Испании XIX века народном романсе.
Спустя 40 лет повесть де Аларкона вдохновила композитора Мануэля де Фалью на создание музыки к балету. Премьера балета «Треуголка» состоялась в 1919 году в лондонском театре «Альгамбра» в рамках знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева и имела большой успех: недаром за создание костюмов и декораций без колебаний взялся знаменитый Пабло Пикассо.
Интерес к сатирическому произведению не угас и в середине XX века, когда к иллюстрированию повести «Треуголка» приступил Сальвадор Дали, не раз отдававший дань почтения испанской литературе. Его иллюстрации к «Треуголке» лишь отдаленно отражают конкретные сцены и события повести. Вместо этого они изобилуют легкоузнаваемыми далинианскими образами: здесь и бесчисленные мотыльки, и силуэты ослов, и костыли, на которых держатся немыслимо громоздкие кринолины. И в завершение всего – помятая треугольная шляпа.
Сальвадор Дали, не раз отмечавший в себе «поистине испанские жесткость, маниакальность и фанатизм», не мог обойти вниманием одну из самых известных в мире историй о родной стране, а именно – новеллу Проспера Мериме «Кармен» и написанную на этот сюжет одноименную оперу композитора Жоржа Бизе. В 1968 году в Нью-Йорке была выпущена серия из 25 цветных литографий, сопровождавших либретто оперы «Кармен» на английском языке. В эту серию вошли выразительные портреты главных героев, виды Севильи и горные пейзажи, сцены корриды и жгучих цыганских плясок. Преступная страсть, слепая ревность и смерть, описанные Мериме и воспетые Бизе, в исполнении Дали обрели новое звучание.
Возлюбленная. Мадонна. Муза. Защитница. Мать. Талисман. Все это грани одного образа. Лики женщины, любовь к которой озаряла весь долгий жизненный путь мастера, – Галы. В 1976 году, когда на свет появился великолепный графический триптих «Трилогия любви» – настоящая ода возвышенным чувствам, художнику исполнилось 72 года. Его супруге – 82. Их брачный союз длился полвека, до самой смерти Галы в 1982 году. Гала навсегда осталась единственной женской моделью и главным источником творческого вдохновения мастера.
В основе работ из серии «Трилогия любви» лежат мотивы карт Таро. Эту замысловатую систему символов, появившуюся еще в XV-XVI вв., традиционно связывают с мистическим тайным знанием, астрологией и оккультизмом. Сальвадор Дали не раз обращался к образам Таро, по-своему интерпретируя типичные изображения. «Трилогия любви», созданная почти на закате творческого пути мастера, стала финальным гимном этой негасимой любви.
И заключают выставку работы из цикла «Далинианские лошади».
Сальвадор Дали, чья фантазия была столь же неукротима и безгранична, сравнивал себя, однако, не с конем, а с верблюдом, «непрестанно пережевывающим свои видения и мечты, которые всего лишь спят внутри чудовищного горба вашего мозга». Это не помешало ему проявить уникальный подход к теме и выразить знакомые образы в неповторимой художественной манере.
Так родилась оригинальная серия графических работ, получившая название «Далинианские лошади». В 1972 году 25 литографий были выпущены ограниченным тиражом. Главным источником вдохновения для этой красочной серии стали легенды и мифы – античные, христианские, средневековые. Исторические факты и персонажи встретились здесь с плодами народного творчества, растянувшегося на долгие века.
Такой неочевидной предстает глазам публики история самого художника: несмотря на дерзкую откровенность Сальвадора Дали, различить подлинное и воображаемое в его рассказах попросту невозможно. Да и сам он писал: «Моя память настолько сплавила воедино правду и ложь, реальность и вымысел, что сейчас их способна распознать и разделить лишь объективная критическая оценка тех событий, которые представляются уж слишком абсурдными». Образы лошадей в детстве мерещились ему в фигурах кухарок, снующих среди дымящихся кастрюль. Образ Святого Георгия стал олицетворением роскоши и величия католической веры, к которой мастер обратился в зрелые годы. А образ романтика Дон Кихота и вовсе сопровождал всю жизнь: как и благородный идальго, Дали «видел то, чего другие не видели; а того, что видели другие, он не видел».
Работы новой привозной выставки в Орске впечатлили. Благодаря заведующей залом Елизавете Горбуновой, которая обстоятельно и с огоньком рассказывает об экспозиции, она интересна и взрослым и детям. «ОГ» рекомендует посетить выставочный зал всей семьей. Выставка Дали (12+) продлится до 13 декабря.
Александр Иванов,
обозреватель
Сергей Пузырев,
фотограф