Трудиться нельзя лениться
Приучение к труду входит практически во все воспитательные методики, которые применяют педагоги и психологи в работе с детьми. Однако не все родители стремятся приобщать своих чад к работе – как домашней, так и общественной.
Вокруг последнего даже разгораются скандалы. Мол, я своего ребенка не для того на свет родила, чтобы он доску в классе протирал. Конечно, это утрированная форма, но подобные реплики можно услышать от разъяренных родителей. Однако эту точку зрения разделяют не все. В частности, некоторые уверены, что приучать к труду ребенка крайне важно, иначе он не будет готов в будущем нести ответственность за свои поступки. Кроме того, отгораживая маленького человека от работы, мы формируем безразличие к чужому труду.
– Как можно научить ребенка уважать труд другого человека, если его самого не привлекать к работе?! Если он лично не будет задействован, то и не поймет, насколько это тяжело, сколько сил требуется вложить. В таком случае воспитание бессмысленно, абсурдно даже, – объясняет общественный деятель Абдрахман Сагритдинов. – Хорошего человека можно воспитать только в труде. Уважение к ближнему, родителям, окружающим людям у ребенка закладывается непосредственно через его отношение к труду.
Абдрахман Хамзович также упомянул, что если уж браться за изменение системы, в которой якобы эксплуатируют детей, то нужно начинать с детского сада. Ведь даже там малышам необходимо убирать за собой разбросанные игрушки и складывать свои вещи.
Сегодня – небольшие домашние обязанности, завтра – общественно полезный труд, например, помощь в уборке школьной территории, а после ваш ребенок вступит в ряды волонтеров и будет помогать всем нуждающимся. Это лишь один из множества вариантов развития событий, если малышей с ранних лет приучать к труду. Главное, что им это даст в жизни, – умение заботиться о себе, а также стремление к познанию нового. Согласитесь, в 20 с хвостиком гораздо сложнее научить человека убирать за собой носки или мыть посуду.
Пока некоторые родители раздумывают, образовательные учреждения действуют, стараясь хоть немного растормошить пассивную часть подрастающего поколения.
– Мы сами выросли в активную фазу трудового воспитания, поэтому я считаю, что труд – один из элементов формирования личности. Но, конечно, все должно быть в разумных пределах. В нашей школе, к примеру, практикуется уборка территории, но дети участвуют в этом только с согласия родителей, – уточняет директор школы № 49 Оксана Коробова.
Она добавляет, что дети ни в коем случае не должны привлекаться к тяжелому труду, чтобы их жизнь и здоровье не подверг-лись опасности. Однако все, что касается общественно полезной деятельности, приветствуется как родителями учащихся, так и самой Оксаной Ивановной.
Есть еще один секрет приучения ребенка к труду – собственный пример. Вы трудитесь, ваш малыш начинает втягиваться в процесс, который для него больше похож на игру, нежели на работу. Не забудьте только похвалить чадо за его усердие (и себя заодно, что вынесли совместную деятельность).
Мариам Сарибекян,
корреспондент