Тысячи выпускников педагога орской школы № 9 стали замечательными людьми
5 октября, в День учителя, утопала в золоте листвы и праздничных букетах и школа № 9 у заводской проходной Орского НПЗ в поселке Победа.
Уже несколько лет девятилетка присоединена к школе № 2, учеников в филиале мало, педколлектив небольшой и дружный. У Татьяны Ивановой, учителя русского языка и литературы, пошел 48-й год стажа, почти сразу после чествования она отметит и свой 70-летний юбилей.
Татьяна Николаевна устроилась в поселковую школу после окончания литфака Орского педагогического института и декретного отпуска. Ехала в автобусе на первую встречу с директором по промзоне мимо заводов и предприятий и даже не думала, что судьба сведет с этим суровым микрорайоном на всю жизнь. Сейчас она часто добирается на работу на такси – маршрутки ходят плохо и на них приходится мудрить с пересадками. Таксист везет и недоумевает: поблизости ведь много учебных заведений, зачем ветерану преодолевать такие расстояния с кольца «четверки», особенно в холод и гололед? Но наша героиня уверена: коней на переправе не меняют и лучше школы в городе просто быть не может.
– Она маленькая, как дом родной, – поделилась Татьяна Николаевна. – Наш дружный коллектив знает и радости, и горести каждого, мы как одна семья, с родством душ и небывалой теплотой общения и взаимоотношений. Когда случилась беда – школа спасла от одиночества и отчаяния, поддержала. Сплотились учителя благодаря бывшему директору Валентине Михайловне Фирсовой. Сегодня вторым корпусом школы № 2 заведует Людмила Владимировна Воронина – замечательный человек, который никогда коллегам не откажет, выслушает все вопросы и поможет в любых просьбах. Этим и дорога мне родная школа, из которой не хочется уходить. Здесь проводятся интересные праздники, встречи с выпускниками, серьезно и без поблажек готовят учеников к экзаменам после 9 класса.
Нагрузка у нашей героини немаленькая – она единственный филолог в коллективе, ведет уроки русского языка во всех классах. Еще в молодости была «брошена на передовую», к старшеклассникам, и привыкла к трудностям. Молодая семья жила с маленьким ребенком, бабушкой и дедушкой. Задвинет порой тумбочкой комнату и готовится к урокам, пишет планы, проверяет толстые стопки тетрадей. Выпускники, когда-то бывшие шебутными и озорными, помнят своего классного руководителя, звонят, встречают на улице, переписываются, приглашают на встречи в кафе. Это всегда очень приятно. У многих даже сохранились ее тетради с блок-схемами: структурированные материалы помогали поступить в колледж, вуз и в любой нужный момент освежить знания.
– Работаю до сих пор по методике Шаталова, – рассказала Татьяна Николаевна. – Дети ведут тетради со схемами с 5 класса, это я требую категорично и строго. Там основы, правила за все годы учебы в удобном виде для зрительного восприятия. Раньше не было телефонов, компьютеров, негде было взять материал, а у моих детей он был под рукой. Они накапливали блоки, отрабатывали на занятиях и потом были благодарны. На уроках литературы я всегда старалась воспитывать красоту, образность слова, читала стихи, напоминала важные строки, сама вела поэтический блокнот. Нравилось быть творческим педагогом, что-то придумывать. В работе помогали курсы повышения квалификации.
У Татьяны Николаевны большая стопка грамот всех уровней, включая министерские. В девяностые годы, когда только зарождался профессиональный конкурс «Учитель года», она одной из первых приняла участие и получила третье призовое место. Всегда был задор при организации школьных конкурсов, где однажды дети ей даже посвятили песню.
Ребята в поселке отличаются от городских, все друг друга знают, нет хамства и наглости по отношению к старшим. Часто они непосредственны и открыты. Однажды ученик обрадовал новостью: вы, говорит, еще бабушку мою учили. Действительно, уже несколько поколений посельчан сидели у Татьяны Ивановой за партой.
– Работайте еще, таких учителей сейчас не бывает, – сказала однажды при встрече мама выпускницы. – Дети помнят доброе отношение и теплоту.
Сил и энергии хватает, справилась наша собеседница и с компрессионным переломом руки, полученным этим летом в отпуске. Бросить школу и детей просто невозможно.
– Наверное, ученики меня любят из-за доброго отношения, – предположила Татьяна Николаевна. – Ругала, конечно, их, но не было и в мыслях унизить, оскорбить, мстить. Бывали дети слабые в учебе, из неблагополучных семей, но ни один из тысяч не пошел по плохой дорожке, не попал в тюрьму, не совершил преступление. Все стали замечательными людьми, профессионалами в своем деле. Я нисколько не разочаровалась в учительском труде, от души говорю, проработав столько лет. И молодежи советую.
Юлия Замятина,
корреспондент