Как справляться с горем. Психологи рекомендуют, как помочь пострадавшим от паводка орчанам
Нынешняя весна омрачилась трагедией для тысяч орчан. Затопило дома и вместе с имуществом смыло прежнюю жизнь, оставив катастрофические последствия.
Психологи Орска откликнулись на просьбу поддержать пострадавших. «ОГ» собрала рекомендации, которые пригодятся людям, оказавшимся в трудной ситуации и в состоянии глубокой психологической травмы.
Продолжение.
Как справляться с горем
Даже те, кого непосредственно не коснулось затопление, переживают. За близких, друзей, горожан. На глазах случилось неожиданное огромное несчастье, сбивающее с ног, как бурный водоворот. Все до единого орчане переживают утрату – стабильности, ощущения безопасности. Люди увидели, каким хрупким может быть привычный образ жизни: его буквально снесло течением. И это страшно! Остро необходимо адаптироваться к новым условиям. Но как?
– Я бы ни в коем случае сейчас не ставила задачи: «Не переживать! Не расстраиваться!», – советует Татьяна Скорова, педагог-психолог высшей категории Центра. – Даже нет цели сохранять спокойствие. Главное сейчас – пережить! Не теряя функционирования. То есть продолжать действия обычной жизни: есть, пить, работать. Но в то же время оставлять время для переживаний. Постараться пройти этот кризис с минимальными потерями здоровья, сохраняя себя, своих близких. Беречь друг друга.
Татьяна СКОРОВА,
педагог-психолог «Центра практической психологии»
– То, что случилось, – в любом случае утрата. Горе. Потому что речь идет сейчас не только об имуществе, – продолжает психолог. – Если люди потеряли дом, то это не просто стены и крыша. Дом – это эмоции, родной запах, множество милых привычек. Например, когда идешь с остановки, видишь свои окна. Это воспоминания о том, как выбирали обои, покупали шторы. Это вечера с чаепитиями. Гости на веранде. И нельзя ничего обесценивать. К каждой этой детали нужно отнестись с большим уважением. Каждая мелочь прошлой жизни достойна того, чтобы мы ее оплакали, прощаясь. Чтобы горе ушло – нужно время. Обычно от года до двух. Конечно, мы будем переключаться, будем заняты решением насущных проблем. И нам может казаться, что вот все, наконец, тяжесть с души уходит. Но горе время от времени будет догонять и сжимать своими тисками. Работа горя имеет волнообразный характер: то прилив, то отлив. Кольнуло воспоминание – и снова нахлынула боль. От нее нельзя убегать, прятаться. Боль нужно продышать. И слезы, плач, всхлипывания – тоже часть терапевтического дыхания. Если хочется плакать – не нужно сдерживаться. Это способ организма справляться со стрессом. (Но при истерических рыданиях, конечно, нужна помощь). Если даже слез нет, а невыносимо тяжко, то – дышать. Есть много техник. Самая распространенная – по квадрату: вдох, задержка дыхания, выдох, задержка дыхания. И все на счет 1, 2, 3, 4.
Чтобы не произошло посттравматических расстройств, нужно, по возможности, осознанно переживать горе: не быть пассивным. И в то же время стараться сохранять контроль того, как мы выражаем свои эмоции.
Уйти в какую-то деятельность, чтобы не возвращаться мыслями все время к своей беде, – хорошо. Но все-таки нужно оставлять пространство гореванию. Разрешить себе и дать время для оплакивания прошлого. Оно все равно будет болеть. Как ожог, рана. Ты себя отвлекаешь. Вроде справляешься. А ночью все равно рана болит. Как ни повернешься – больно. И пока не заживет – боль не уйдет. Не надо обманывать себя. Горе все равно будет забирать энергию.
Сейчас не модно быть несчастным. Утрачена культура горевания. Принято быть бодрым, «вечно молодым» и «держать лицо». Если что-то случилось с человеком, ему могут прописать антидепрессанты, близкие будут стараться отвлечь, повести в театр, в люди. Но естественная работа психики тогда остается непроделанной. И горе уходит вглубь, капсулируется в нервной системе, может стать постоянным тяжким грузом, вылиться в заболевание. Горе должно быть прожито и пережито. У разных людей в разное время. Если не хочется «активничать», то не стоит себя ломать, заставлять через силу. Каждому человеку подходит свое. Воспоминания останутся, особенно дорогие сердцу, но острый период горя имеет свойство заканчиваться. Как и любой кризис. Психика справляется. Пока этого не произошло, постараемся щадить себя.
Ирина Реутова,
обозреватель