Великий уравнитель
В свое время была актуальна пословица, которая звучала примерно так: «Бог создал людей сильными и слабыми. Сэмюэл Кольт сделал их равными». Имелся в виду изобретенный полковником револьвер. В нынешнем мультимедийном мире таким уравнителем стал выступать крупнейший видеохостинг YouTube.
Сила «Ютуба» в том, что эта площадка открыта для всех, независимо от материального и социального положения. Кроме того, «Ютуб» позволяет с высокой долей вероятности оценить реальную популярность того или иного медийного персонажа, клипа, фильма и даже телеканала. Конечно же, деньги и здесь многое решают, позволяя накрутить просмотры, лайки и комментарии, но по-настоящему популярный контент раскручивает себя сам. Это и есть эффект уравнивания возможностей, которого трудно, а порой просто невозможно достичь на телевидении.
Показательным примером может служить Юрий Дудь. Работая на спортивном телеканале, он был мало известен аудитории. Но все изменилось с его приходом на «Ютуб», где талант Юрия проявился в полной мере.
Привычное телевидение безнадежно устаревает. Многие люди не хотят лишь внимать голубому экрану, они хотят интерактивности, хотят быть услышанными, влиять на качество и стиль подачи информации. Во многом именно поэтому сейчас появляется тенденция отказа от просмотра телеэфира, особенно федеральных каналов. Люди отдают предпочтение «Ютубу», где сами выбирают, что и когда смотреть. Бизнес давно уловил эту тенденцию, перераспределяя рекламные бюджеты. Вслед за деньгами и аудиторией на «Ютуб» потянулись и мэтры телеэфира, но здесь многих из них ждал неприятный сюрприз. В отличие от прилизанных телеэфиров, где обратной связи со зрителями по сути нет, на «Ютубе» реакция следует очень быстро. И зачастую неблагожелательная. Можно, конечно же, и вовсе запретить комментировать свои ролики, но невозможно запретить другим людям выкладывать ответные видео с реакцией на сказанное, которые будут рекомендоваться «Ютубом». Поэтому игра в одни ворота здесь не пройдет. И это буквально выводит из себя мастодонтов телеэкрана, пытающихся завоевать аудиторию «Ютуба». Яркий пример тому – конфликт двух ведущих, Уткина и Соловьева, обиды господина Михалкова, провал Рогозина.
На федеральном телеканале проще затыкать рот марионеточным оппонентам, купаться в овациях и упиваться собственной значимостью. На «Ютубе» не все так гладко. Про интернет давно и метко сказано: «Здесь и послать могут».
Сергей Раковский,
корреспондент