Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Репортёр

Черно-белый бизнес

Если раньше, сев в такси, мы знали, что за рулем сотрудник конкретного предприятия с немалым шоферским стажем, то сейчас закрадываются сомнения.

Особенно пугают сводки с мест аварий. Так, 24 января на проспекте Никельщиков 19-летний водитель, взявший заказ через диспетчерскую службу такси, стал виновником аварии, в которой погибло три пассажира. Как выяснилось, водительское удостоверение он получил 8 месяцев назад.

Это советские люди на такси в булочную не ездили. В наше время иногда так легче и дешевле добраться. И цены, несмотря на прогнозы взлететь после увеличения стоимости проезда в маршрутках, даже снизились. Но растущая сфера перевозок гораздо меньше подвержена регулированию. Что сегодня происходит на этом рынке?

 

Атака ложными вызовами

Менеджер одной из диспетчерских служб такси обратился в редакцию «ОГ» с жалобой на нечестную конкурентную борьбу.

– Одна из фирм занимается ложными вызовами авто нашей службы, а также блокирует водителей, которые работают у нас, – рассказал Александр Козлов.

Он уверил: несколько дней назад конкуренты устроили «спам-атаку». За считаные часы диспетчерам поступило около сотни ложных вызовов. Номера, с которых совершались звонки, оказались знакомы. Только после бесед с коллегами по цеху и обращений в СМИ вызовы прекратились.

Александр отмечает: конкуренция – дело хорошее, но она должна быть здоровой. А потому он намерен обратиться с жалобами в прокуратуру и УФАС.

С негодованием о ложных вызовах рассказывают и водители.

– Приезжаю на место, трачу время. Естественно, никто не выходит, – рассказывает один из перевозчиков. – Я несу убытки.

Для него извоз – не основной вид деятельности, а подработка. А потому на линию выходит не постоянно. Работает так уже много лет. Заказы берет в диспетчерских службах.

– Примерно год назад столкнулся с тем, что одна из фирм начала блокировать мое пользование приложением, узнав о сотрудничестве с другой, – продолжает перевозчик. – Объяснил, что такая «ревность» необоснованна, я не являюсь штатным сотрудником, а использую информационные ресурсы вашей организации. С трудом удалось довести до людей, что мое право – сотрудничать с тем, с кем хочу. Сейчас появилась новая компания, и ситуация повторяется…

 

20 рублей с заказа

В существующих реалиях заработать таксисту не так просто, как может показаться на первый взгляд. Низкие минимальные цены на проезд сказываются на доходах. Оговоренную сумму водитель обязан отдать диспетчерской фирме, немало съедает заправка авто, и получается, что с заказа на 50 рублей он нередко имеет лишь 20-30. Если таксист возит людей на собственном автомобиле, ему необходимо вкладывать средства и в амортизацию,  и в ремонт и чистку машины.

– Вызвала такси, чтобы отвезти ребенка в поликлинику, подъехала довольно потрепанная машина, – жалуется моя коллега. – Я только открыла дверь, как из салона ударил в нос запах перегара. В машину мы сели, но всю дорогу я молилась, чтобы доехали благополучно. И пусть взяли с меня мало, но под угрозу была поставлена жизнь моего ребенка.

Кто сегодня следит за состоянием водителей и их транспорта? Многое зависит от того, как оформлены отношения водителя и диспетчерской. Если человек работает на себя, диспетчер не обязан отслеживать, в каком состоянии шофер вышел на линию, хотя, отметим, может это делать.

 

Ответственность нужно прописать законодательно

Специалисты, хорошо знакомые с транспортной сферой, отмечают: проблемы на рынке частного извоза создает несовершенство законодательной базы. Если раньше существовали таксомоторные предприятия, где за водителями и автомобилями был жесткий контроль, то сейчас – диспетчерские службы с совершенно иным функционалом.

– Закон, регулирующий перевозки, есть. Весьма неплохой, но он не доработан, – говорит Александр Васильев, на протяжении последних лет руководивший транспортным отделом городской администрации. – Сейчас такси вытеснили диспетчерские службы, которые создали мощную информационную сеть. Но в законе понятие диспетчерских служб и их ответственность в организации пассажироперевозок не прописаны. Там идет речь о предпринимателях и юридических лицах, создавших таксомоторное предприятие: четко прописаны их ответственность, порядок оказания услуг и другие моменты. А в части диспетчерских служб ничего не оговорено.

Проблема возникает не только в Орске, но и по всей стране. Диспетчеры заключают с водителями договоры на оказание информационных услуг, которые ни к чему их не обязывают.

Получается, безопасность пассажира оказывается на совести водителя. Ведь диспетчерской службе куда выгоднее заключить устный договор фрахтования авто, чем заключать договоры с индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на пассажирские перевозки.

 

Куда делся «Вояж»?

В Орске долгие годы работала одна-единственная таксомоторная фирма – «Вояж». Но и она прекратила свое существование. Автомобили ушли под крыло диспетчерской службы. Мы обратились к бывшему руководителю «Вояжа» Игорю Битнеру, чтобы узнать о причинах продажи бизнеса.

– Работать в рамках неравноправной конкуренции стало невыгодно, – заявил руководитель группы предприятий «Созвездие». – Сложно конкурировать с диспетчерскими службами, ведь даже в части уплаты налогов различия у нас были огромные. Корень проблемы в том, что, работая официально в качестве перевозчика, мы были вынуждены содержать медицинский кабинет, организовывать предрейсовые осмотры, содержать механика, который проверяет автомобили, выходящие на линию, оплачивать повышенную страховку, при необходимости направлять отчеты в ГИБДД. А диспетчерской службе достаточно арендовать кабинет и автомобили с водителями. Насколько мне известно, сейчас количество лицензий, выданных в Оренбурге, гораздо меньше числа водителей, фактически занимающихся перевозками.

Игорь Геннадьевич кивает на дыры в федеральном законодательстве и отмечает, что необходимо вводить ответственность диспетчерских служб за качество пассажироперевозок, а также усилить контроль за водителями совместно налоговой службе и ГИБДД.

– Если бы был более жесткий контроль, и порядок был бы, выросла бы собираемость налогов (малый бизнес не прятался бы в тени), – говорит он. – Да и водители бы зарабатывали себе трудовой стаж и пенсию, а не просто сшибали деньги.

справка «ОГ»

В прошлом году в Госдуму был внесен законопроект, предлагающий ужесточить требования к российским посредническим фирмам такси и прописать в отдельном законе критерии пассажирских перевозок. Законопроект предполагал введение ответственности диспетчерских служб и операторов такси за качество предоставляемых услуг, более справедливое распределение доходов между таксистами и диспетчерами, обязанность диспетчерских служб проверять документы на предпринимательскую деятельность и другие разрешения у всех водителей, нанятых для перевозок. Однако он так и не был принят.

Людмила Светушкова

Spread the love
Click to listen highlighted text!