В путь по большой воде
Она не боится трудностей и обожает путешествовать. Многократные походы высокой категории сложности и привели Анну Фриккель к званию «Заслуженный путешественник России». Его обладателей в области всего четверо, она – единственная женщина в их числе. В этом году Анне Александровне удалось совершить ряд интересных путешествий.
-В июне ходили с новотроицкими школьниками по реке Белой с восхождением на ближайшие вершины и с посещением Каповой пещеры, – рассказала она, побывав в гостях у «ОГ». – Это всемирно известная пещера, которая представляет собой историческую ценность. Погода была замечательная. Детям маршрут очень понравился.
А в июле в составе взрослой группы я отправилась в интересный поход по Восточным Саянам. Сплавлялись по Оке Саянской. В этом году я выступала руководителем похода, хотя у нас есть организатор – Владимир Сингалевич, он сплачивает вокруг себя туристов. Половину нашей группы составляли работники железной дороги, опытные туристы-водники с большим стажем, люди старой закалки, которые в советское время покоряли Союз и ближнее зарубежье. В прошлом году мы сплавлялись по реке Китой, которая по туристическим меркам считается рекой пятого уровня сложности. В этом году остановились на реке четвертого уровня. Обычно спокойная, но с достаточно сложными препятствиями, Ока встретила нас большой водой. В Чите было наводнение, после которого шли обильные затяжные дожди. Река поднялась на полтора-два метра, вышла из берегов, и те препятствия, которые в принципе не представляли большой сложности, стали просто непреодолимыми. Непростым было прохождение ущелья Орхо-Бом длиной 60 км. Именно там сосредоточено наибольшее количество порогов, шивер. Мы не единственные сплавлялись по реке, были моменты, когда на берегу собиралось по 6-8 групп со всей России, ждали, пока вода упадет.
– Обошлось без происшествий?
– Слышала, что после нас на Бурятском пороге перевернулась иркутская группа, один из туристов погиб. Перед нами шла новотроицкая группа, у них в этом месте тоже был оверкиль (переворот плавсредства), но все обошлось. У нас на грани был катамаран-двойка, его едва удалось удержать на плаву. Мы, орчане, всемером шли на двух катамаранах. Останавливались в живописных местах. Замечательно отдохнули от городской суеты!
– На следующий год вновь планируете водный поход?
– Собираемся в Бурятию на реку Жомболок, с которой переедем на Урик. Жомболок впадает в Оку Саянскую. Мы стояли там на дневке. Это река вулканического происхождения. У нас было время походить по окрестностям, посмотреть на огромные вулканические поля, не поросшие лесом. Меня это удивило. Когда мы были на Камчатке, обращали внимание, что подобные поля быстро покрываются растительностью. А здесь все иначе. Жомболок – сложная река, да и Урик – не слабая. Поход будет пятого уровня сложности, а местами даже шестого.
– В такие сложные походы идут только опытные туристы?
– Конечно. Новичка туда никто не возьмет, потому что нужен определенный уровень подготовки – и теоретической, и практической. Бывают люди физически крепкие, но малейшие сложности их выбивают из колеи, они теряются.
– Вы работали тренером в туристической секции, затем учителем физкультуры, а сейчас чем занимаетесь?
– Шесть лет я проработала учителем физкультуры в школе. Но, когда начинались зимние выезды, а я выехать не могла, так как нельзя прерывать учебный процесс, приходилось с тоской смотреть, как группы уходят в походы. Теперь решила вернуться в ту сферу, к которой лежит душа. От Дворца пионеров буду заниматься с ребятами в школе № 37. Там уже есть сформированная группа девятиклассников, с которыми раньше занимался туризмом учитель истории. Теперь открыт дополнительный набор. Мне очень понравилось, что и директор школы, и директор Дворца пионеров с энтузиазмом отнеслись к развитию туристического направления, несмотря на то что вывозить ребят куда-то сегодня довольно сложно, предъявляются очень серьезные требования. Ребята уже горят желанием идти в поход, но прежде чем куда-то идти, мы должны получше друг друга узнать.
– Вы с детства занимаетесь туризмом?
– Да, любовь к походам мне привил тренер Владимир Дубов. В нестабильные 90-е городской туристический клуб закрыли, так как не было финансирования, ведь ранее он существовал на средства профсоюзов. Владимир Павлович не потерял себя, ушел в медицину. Но продолжает ходить в походы.
– Сегодня активно начинает развиваться коммерческий туризм. У вас нет желания уйти в бизнес?
– Предложения поступают в огромном количестве. Но мне интереснее самой проходить сложные маршруты, заниматься с детьми. Коммерческие группы мы видим сплошь и рядом, их много и в Башкирии, и в Иркутской области. Да, у меня есть и катамараны, и спасательные жилеты. В нашей области много красивых мест, есть что показать: Хабарнинское ущелье, Усть-Киндерлинский утес, Айтуарская степь… Можно перечислять и перечислять. Но проблема в том, что здесь проходит пограничная зона, нужен допуск, ниже Новотроицка нельзя встать на ночевку на левом берегу (сейчас это территория Казахстана). Пожарные не разрешают разводить костры. Подобных нюансов масса. А в некоторых других регионах, к примеру, для туристов специально оборудуют зоны, где можно развести костер.
Два года назад ходила в поход в заповедник Ергаки. Это Западные Саяны, недалеко от Абакана. Там для коммерческого туризма сделали тропу, самостоятельный проход по ней, кстати, бесплатный. Через болота переброшены помосты, в гору дорога отсыпана, на гору ведут металлические лестницы. Там, где мне еще несколько лет назад приходилось преодолевать труднодоступные места, теперь можно ходить практически в тапочках.
– За долгие годы путешествий, наверное, появились места, полюбившиеся вам больше всего?
– Это Центральный Алтай, священный со всех сторон. Самое любимое место – гора Белуха. Там и снег есть, и зелень у подножия. Не зря эти места так любили Шукшин, Рерих и многие другие известные люди, которые рассказывали о нашей глубинке. Надеюсь, что мне еще не раз удастся там побывать.
Людмила Светушкова,
выпускающий редактор