Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
День Победы

На механическом заводе не хватало рабочих рук

30 октября 1941 года эшелон с эвакуированным из Тулы заводом прибыл на территорию Орска. На месте, где планировалось строительство «Локомотивстроя», появился совсем другой завод, который начал выпускать гильзы.

Масштабная стройка завода под номером 257 должна была завершиться лишь к 1945 году, но обстоятельства сложились иначе. Времени ждать не было. Прибывшим в Орск пришлось сразу же приступить к работе и наладить производство. На это потребовалось чуть больше полутора месяцев. Первая партия гильз от нового Орского механического завода была готова уже в декабре. Через год предприятие выпускало 16 видов изделий для нужд фронта.

Раиса Ивановна Семдянова была в числе тех, кто начинал трудовой путь за станком в стенах механического завода. Ей не было и 16, когда она решила устроиться на работу на оружейное предприятие. Юный возраст поначалу даже стал преградой: руководство не хотело брать на завод девочку-подростка. Но упорная Раиса все же сумела уговорить начальство, и ее взяли ученицей контролера ОТК.

Из воспоминаний Раисы Семдяновой: «Работали по 12 часов в 2 смены. Первая смена – с 8 утра до 8 вечера, вторая смена – с 8 часов вечера до 8 часов утра. 1 раз в месяц – пересменка. В этот день первая смена работает с 8 часов утра до 4 часов дня, а затем – с 12 ночи до 8 утра».

 

Тяжелые условия работы были обусловлены нехваткой рабочих рук. Служащих предприятия либо призывали на фронт, либо они сами вызывались добровольцами, чувствуя необходимость быть на передовой, а не в тылу. Но кому-то нужно было заниматься производством оружия и комплектующих. На двенадцати станках механического завода сначала работало шесть человек, а потом и вовсе осталось четверо. Этому крошечному коллективу иногда приходилось производить в день по 12 тысяч деталей, не говоря уже о том, что маленьким хрупким девушкам и неокрепшим юношам нужно было поднимать эти самые детали весом до 8 кг. Начальник цеха Серегин посмотрит, как молодежь мучается, подойдет, поможет поставить деталь на место.

 

Помимо тяжелого труда, не хватало заводчанам и еды. Плохое питание не должно было сказываться на производительности труда, ведь иначе пострадает фронт, а этого никак нельзя было допустить. Через силу, превозмогая боль и усталость, нужно было трудиться. Так делал и Степан Иванович Зубков. Получив паспорт, он сразу же отправился на Тульский завод, который только запустился.

Юношу должен был научить азам токарного дела мастер, получивший навыки от тульских коллег. Правда, на долгие беседы и практические занятия под присмотром старшего товарища времени не было. Мастер сдал станок молодому Степану Зубкову, а сам отправился на фронт.

 

Из воспоминаний Степана Зубкова: «Работал, как и взрослые, по 12 часов. Обычно пересменку, чтобы не терять времени, проводили раз в месяц. Жили впроголодь. Правда, за перевыполнение нормы давали талоны на дополнительное питание. Тем, кто выполнял план, на станок ставили красный флажок».

 

Иногда на подмогу заводчанам приходили строительные батальоны. Родственников репрессированных тоже направляли работать на завод, несмотря на военное положение. Любая помощь была нелишней в борьбе с общим врагом.

 

Из воспоминаний Степана Зубкова: «В одном здании с 12-м был и цех № 14 ОМЗ. Затем его перевели, а помещение перегородили проволокой. Там стали работать военнопленные. Работали они в таких же условиях, что и все. И хлеба давали всем одинаково».

 

Чувство единения, общей миссии – один из секретов самоотверженного труда, не знающего преград. Заводской коллектив становился если не единым организмом, то точно семьей, в которой каждый несет ответственность за ближнего.

Большим авторитетом на предприятии пользовался мастер Василий Максимович Федин. К нему обращались по всем вопросам, словно к отцу. А он относился к юным коллегам, как к своим детям: помогал в работе, учил, предостерегал от несчастных случаев.

Алексей Дмитриевич Калядин трудился горновым по 8, а то и по 12 часов в день. В цехе не хватало воздуха, была плохая видимость. Любая оплошность могла привести к трагедии: кран, перенося раскаленные слитки, мог задеть рабочего. Ожоги были нередким явлением в процессе производства.

 

Из воспоминаний Алексея Калядина: «Подручным у меня был Петр Мазур. Я сверху загружал печь шихтой, следил за процессом плавления, а он внизу изготавливал изложницы. Вместе сливали готовый металл. Были мы грязные, черные. Вся сажа и копоть оседали на лицах и одежде. Дышали мы этим же».

 

Лишения, болезни, голод – ничто не остановило тех, кто своим трудом боролся с врагом в тылу. Заплатили за Победу здоровьем, годами жизни и страшными воспоминаниями, которые не стереть мирными, счастливыми мгновениями жизни. Люди в тылу и на фронте боролись за наше с вами настоящее. А что для них можем сделать мы?

 

За помощь в подготовке статьи

редакция благодарит сотрудников

Орского краеведческого музея.

Мариам Сарибекян,

корреспондент

Spread the love
Click to listen highlighted text!