Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Репортёр

Бревно снова становится деревом в руках орского мастера

Мастер и владелец столярной мастерской «Бобер Wood» Арсен Фаткулин – человек творческий и открытый. Он только рад, что его труд людям по душе.

Вот и меня он встретил с улыбкой и пригласил в свой производственный цех, где из дерева творятся настоящие чудеса.

Любовь к резьбе зародилась в сердце с самого детства. Вырезать по дереву Арсен начал в школе на уроках труда. Это стало его настоящим увлечением, а впоследствии переросло в профессию и дело всей жизни.

– Много лет я не занимался резьбой, была другая работа, – рассказывает Арсен. – Уже ближе к 30 годам снова потянуло. Начал интересоваться хорошим инструментом. И пошло-поехало. Сейчас мы вместе с супругой Надеждой работаем в своей мастерской.
Начинать заниматься деревообработкой следует правильно, а именно с ручного инструмента, считает мастер. Требуется понимание, как правильно работать с таким сложным материалом, как дерево. Необходимо чувствовать его и учитывать все характерные особенности.

– Дерево – далеко не идеальный материал для обработки и изготовления изделий. Очень много нюансов, – поясняет наш собеседник. – Я учился, читал литературу, даже на английском языке. Многое узнал. Так, к примеру, японцы столярное дело разделили на 3 большие категории: строгание, пиление и резьба. Они утверждают, что изучить любую из техник жизни не хватит. Работа с деревом – это на самом деле необъятная тема.

Мастерская Арсена делалась его умелыми руками. В небольшом уютном помещении все стены аккуратно увешаны инструментами. Без преувеличения можно сказать, что инструмент – это самое главное богатство для любого мастеровитого человека. Металлические рубанки импортного производства изготовлены по специальному заказу мастера. Он с гордостью показывает высококлассные пилы, уникальный комплект резчицких стамесок и другие инструменты, которых, как он заверяет, не найти больше ни у кого.

– Свою коллекцию стамесок я собирал около 6 лет, – рассказывает Арсен. – Львиная доля – российского производства. Но действительно качественно умеет их делать только один мастер, обучавшийся в Швейцарии. Стамески очень дорогие. Они куются вручную, их приходится долго ждать. Но качество того стоит. Сделано на века. Весь мой инструмент можно смело передавать по наследству.

В семье мастера подрастает сын. Отец возлагает большие надежды на то, что однажды мальчик продолжит его дело с таким же рвением и азартом. Увлеченному и азартному мастеру очень хочется передать свое дело, а вместе с ним умение и навыки, будущим поколениям.

– У английских мастеров, к примеру, столярные традиции сохраняются не одну сотню лет, передаются детям и внукам. В нашей стране почему-то так не заведено, – сожалеет мастер Фаткулин. – У нас профессия столяра ассоциируется с не очень успешным человеком, злоупотребляющим спиртными напитками. На самом деле это очень серьезное дело. Большое направление, не изученное в нашей стране должным образом. Здесь нет высшего профессионального образования. Некоторые говорят: вот, я отучился на дизайнера мебели. Но это не столяр. Столяр в первую очередь занимается изучением дерева, его плоскостей и соединений. От дизайна мебели это очень далеко. До революции, оказывается, и у нас были сильные специалисты. Советская эпоха, к сожалению, сознательно или нет, уничтожила частных мастеров. Постепенно массовое производство продавило мелкое. Конкурировать с огромными машинами очень сложно, да и бессмысленно.

Люди бросились покупать штампованную мебель. Срок ее службы оставлял желать лучшего, зато стоимость приятно радовала. Настоящие ценители качества натуральных материалов – это клиенты Арсена Фаткулина. Переступая порог мастерской, они понимают, что в магазине такого товара найти нельзя. Каждое изделие ручной работы уникально и неповторимо. На изготовление некоторых предметов уходит не один месяц. Зато и гарантийный срок службы – столетия.

– К примеру, природа гарантирует, что ясень не разрушится 150 лет, а может быть и больше, – говорит мастер. – Люди, понимающие ценность таких изделий из дерева, просят изготовить вещь и о стоимости не спрашивают. К тому же любое такое изделие подлежит реставрации.

Кроме мебели, которую можно передавать по наследству, мастер изготавливает посуду из дерева: менажницы, разделочные доски, соусники. Такие изделия пользуются спросом не только в Орске, но и в Оренбурге, Екатеринбурге. В этом году планируется поездка в Казань и Тюмень. Сказать, что какая-то позиция имеет особую популярность, нельзя. Охотно покупают все изделия. Особое внимание стоит обратить на доски, ведь о некоторых нюансах знает не каждая хозяйка.

– Возьмем для сравнения классическую доску и торцевую разделочную. Отличие в том, что в первой делянки расположены традиционно, а во второй – особенным образом, пеньками вверх. Когда мы режем на обычной доске, то волокна перерезаем. Они постепенно разрушаются, и изделие изнашивается гораздо быстрее, – поясняет собеседник. – В торцевой доске нож врезается в волокно, оно раскрывается, а затем снова смыкается. Как раньше мясники рубили мясо на пнях. Принцип такой, что физически волокно здесь перерезать невозможно. Наша посуда из дерева также прослужит долго. Не скажу, что ее хватит на 100 лет. Срок службы уменьшается из-за соприкосновения с водой. Особенно быстро она уничтожается при мытье в посудомоечных машинах. Дерево не любит влагу. Элементарный уход за такими изделиями продлит им жизнь в десятки раз. Главное – вытирать насухо и время от времени обрабатывать специальной смесью из масла и воска.

Когда мастер подробно описывает технологические тонкости, все оказывается гораздо сложнее. Так, ни одно изделие хорошего качества нельзя изготовить из цельного дерева. Оно либо лопнет, либо выгнется. И настоящий специалист может сделать стыки практически незаметными.

– Процесс трудоемкий и очень длительный. Мне сначала нужно разрезать доску, затем склеить, отстрогать, отшлифовать, выровнять и положить под пресс, – дополняет Арсен. – Потребуется минимум месяц, чтобы дерево стабилизировалось. Это и есть столярные работы. Многие в интернете любят говорить, что сделано из цельной доски, ни капли клея. Сразу хочу вас предупредить: профессионал так не сделает.

Какого дерева только нет в мастерской! Африканский амарант и венге, падук и американский орех, сапеле и краснодарский бук, ясень, дуб, береза, сибирский кедр – глаза разбегаются. Каждый вид отличается цветом, рисунком и своими индивидуальными особенностями. Дерево все пронумеровано и отлеживается нужное время. Профессиональное оборудование позволяет осуществить полный цикл работ, от необработанной доски до готового изделия.

– Около 10 лет к этому шел, – говорит собеседник. – Не имея какого-то станка или инструмента, сталкивался с определенными ограничениями. Сейчас могу с уверенностью сказать, что любую работу выполню от начала до конца. Не стесняюсь и не скрываю, что это все огромные финансовые вложения. Сложно спрогнозировать, когда окупятся все затраты и окупятся ли. Некоторые начинают дело, понимают, что оно потребует космических вложений, и бросают. Люди хотят просто, быстро и дешево. Следовательно, и конкуренции у нас нет. Но конкуренции я точно не боюсь.

В мастерской есть все необходимое, но Арсен уверен: ручной труд и мастерство – самые необходимые элементы. Он будет рад, если его ремеслом заинтересуются молодые ребята. У Арсена уже есть старательный ученик. Мальчик занимается с удовольствием, мечтает подарить маме разделочную доску, сделанную своими руками, и упорно над ней трудится.
Помогает мастеру и супруга Надежда, она занимается шлифовкой и покрывает изделия лаком.

Умелец советует в каждом доме хранить вещь из дерева. Живой природный материал создает тепло, уют и дарит положительные эмоции.

Наталья Тимонина,
корреспондент

Spread the love
Click to listen highlighted text!