Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Громкое делоРепортёр

Как бороться с нарушителями-рецидивистам. Сколько в Орске лишенных прав водителей

В страшной аварии, когда «Лада Калина» врезалась в дорожный знак и погиб водитель, есть один нюанс: недавно мужчина был лишен прав за нетрезвую езду.

Авария, которая подтолкнула репортеров «ОГ» провести журналистское расследование, произошла а минувшей неделе на западе Оренбуржья. Ночью близ одного из сел Абдулинского района «Лада Калина» врезалась в дорожный знак и 43-летний водитель погиб.

Оказывается, случаев, когда водители пренебрегают правилами дорожного движения, да и к наказаниям за нарушения относятся с холодным безразличием, в Орске немало.

Лишили прав? – «А я что, пешком ходить должен?» Прислали штраф? – «Да ладно, копейки!» Среди водителей есть такие, за кем числятся десятки штрафов. Выясняется это порой лишь после ДТП.

Еще один недавний пример. После страшной аварии, произошедшей в середине июля в Орске на проспекте Ленина, между остановками «Улица Тбилисская» и «Улица Сорокина», стало известно, что виновник аварии ранее неоднократно нарушал ПДД. В основном нарушения были мелкими, привлекался к административной ответственности он и в качестве пешехода. Но как нам стало известно из собственных источников, случались среди нарушений и более грубые, к примеру, проезд на красный сигнал светофора. За 2 года молодой человек собрал 47 штрафов!

Водителей, которых можно назвать нарушителями-рецидивистами, гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Как выясняется, десятки штрафов далеко не предел, случается, что счет идет на сотни и даже на тысячи.

По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, за первое полугодие нынешнего года в России было заведено боле 90 миллионов административных дел по факту нарушения правил дорожного движения. Рост числа зафиксированных нарушений ПДД отмечается на протяжении последних четырех лет. Возможно, это связано и с установкой комплексов видеофиксации нарушений, тем не менее, даже зная о системах наблюдения, водители не перестают нарушать.

 

– Согласно действующему законодательству, в России не установлено число предельно допустимых административных правонарушений, – отмечает старший инспектор отделения пропаганды БДД отдела ГИБДД МУ МВД России «Орское» Аскар Гайсин. –Другое дело, если человек, лишенный права управления транспортным средством, вновь сел за руль. Тут уже, согласно статье 264 УК РФ, наступает уголовная ответственность…

Статистика красноречиво свидетельствует, что в числе нарушителей немало молодых водителей. Среди них часто можно встретить и тех, кто не торопится оплачивать штрафы. Аскар Рифович заглядывает в базу данных и приводит пример. За 3 последних месяца 2 орских водителя получили и не оплатили более десятка штрафов, одному из них 19 лет, другому – 24.

– Чаще всего среди нарушений фигурирует превышение скоростного режима, – говорит Аскар Гайсин. – Нередко приходится сталкиваться с тем, что этим пренебрегают профессионалы – те, кто занимается частными перевозками. Водители получают штраф 500 рублей, но если оплатить его в течение 20 дней, сумма снизится вдвое. Для многих 250 рублей – это несущественно. А так как штраф не бьет по карману, он не останавливает от новых нарушений ПДД.

Воздействовать на водителей-рецидивистов, если они не оплачивают штрафы, удается с помощью судебных приставов-исполнителей. Они вправе вынести представление о временном ограничении на выезд должника с территории Российской Федерации при задолженности по исполнительным документам на сумму 30 тысяч рублей и более. Также в отношении должников по оплате административных правонарушений может быть вынесено постановление о временном ограничении права на управление транспортным средством. Эта мера действенна в отношении оплаты штрафов, но профилактикой новых нарушений вряд ли становится.

Несколько лет назад представители Минюста вышли с инициативой внесения поправок в Кодекс об административных правонарушениях, предложив лишать водителей права управления транспортным средством при совершении за один год трех грубых нарушений ПДД (зафиксированных инспектором ГИБДД, камеры пока не планируется брать в расчет).

Часть предложений нашла отражение в поправках, внесенных в УК и УПК, устанавливающих уголовную ответственность за нахождение за рулем лиц, лишенных прав; повторное выявленное инспекторами движение по встречке или превышение скоростного режима более чем на 60 километров в час (они вступили в силу с 10 января 2022 года).

Но идея лишать прав тех, кто три раза за год грубо нарушил ПДД, пока остается лишь законопроектом. В частности, к числу таких нарушений Минюстом предложено отнести:

– превышение скорости авто выше предельного значения на 40 км/ч;

– выезд на встречную полосу движения;

– совершение разворота и левого поворота в местах, запрещенных ПДД;

– непропускание автомобиля с работающими спецсигналами;

– игнорирование на перекрестке факта преимущества другого ТС;

– проезд через зебру в момент следования по ней пешеходов;

– езду на красный или желтый свет и некоторые другие нарушения.

Среди опрошенных нами орчан не нашлось тех, кто был бы против этой идеи: «Безнаказанность и мизерные штрафы провоцируют все новое совершение правонарушений», «Лихачей надо строго наказывать – пусть снова садятся за парты и получают права, глядишь, и правила повторят» – звучали мнения.

 

Орчан рассказал любопытную историю о том, как сотрудники ГИБДД выявили за рулем мужчину, не имеющего водительских прав. Что любопытно, права мужчина никогда не получал, но катался по городу и уже привлекался за это к ответственности. Какое же наказание вынес суд? Административный арест на одни сутки. А при том, что с момента задержания успело пройти полдня, нарушителю пришлось просидеть в камере считаные часы… Послужит ли ему такое наказание уроком?

 

Сотрудники ГИБДД занимаются не только выявлением правонарушений, но и их профилактикой. По данным отделения пропаганды БДД отдела ГИБДД МУ МВД России «Орское», сотрудниками Госавтоинспекции в нашем городе за 7 месяцев 2022 года было пресечено 38 650 административных правонарушений, из них 25 584 материала было составлено в отношении водителей транспортных средств. Но думается, именно вкупе с ужесточением наказания за нарушения профилактика дала бы максимальный эффект.

 

Справка «ОГ»

Автошколы не несут ответственности, если их выпускники систематически нарушают правила на дорогах. Только в случае ДТП, совершенных людьми с водительским стажем менее двух лет, сотрудниками регистрационно-экзаменационного отделения ГИБДД проводятся проверки и в автошколы направляется уведомление, цель которого – работа над повышением качества подготовки водителей.

 

Кстати

Руководство МВД выступило с предложением отбирать автомобили у тех, кто находится за рулем в нетрезвом виде. Такая практика уже действует в некоторых странах ближнего зарубежья. Преимущество конфискации не только в суровом наказании, но и в том, что пьяный водитель лишится возможности вновь сесть нетрезвым за руль своего автомобиля.

 

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Spread the love
Click to listen highlighted text!