Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
ЖКХРепортёр

Какое жилье пойдет под снос?

ВОЗРАСТ НЕКОТОРЫХ АВАРИЙНЫХ ДОМОВ БЛИЗИТСЯ К 90-ЛЕТИЮ

В стареньких двухэтажках, которые можно встретить в разных районах Орска, выросло несколько поколений орчан. Каждый из этих домов хранит свою историю. Где-то она связана с открытием и работой предприятий, где-то – с событиями Великой Отечественной войны, коммунальным заселением и многими другими вехами из жизни города. Но время идет, постройки ветшают и нуждаются в расселении. В конце прошлого года администрация города вывесила на своем сайте большой список жилья, которое пойдет под снос.

 

Мы проехали по городу и посмотрели, что это за дома, а заодно пообщались с их жителями.

Двухэтажки № 2, 3, 4 и 8 на улице Глеба Успенского, по словам жильцов, признали аварийными еще в июле 2016-го. Деревянные одноподъездные дома заселили в 1951–1952 годах, то есть более 70 лет назад. Фундамент давно просел, по стенам пошла паутинка трещин. Пять лет люди сидят на чемоданах, недоумевая, делать в квартирах косметический ремонт или ждать переселения. На протяжении длительного времени на вопросы жильцов в администрации отвечали: пока на это денег нет, расселяем дома, признанные аварийными до 2012 года. Теперь стало понятно: до аварийного жилья на Глеба Успенского в ближайшие годы дойдет очередь в рамках городской адресной программы «Переселение граждан города Орска из аварийного жилого фонда» на 2019–2025 годы. Расселение жителей запланировано в срок до 31 декабря 2024 года.

 

Есть в списке домов, идущих под снос, и строения постарше. К примеру, дом № 6 в Невском переулке был сдан в далеком 1935 году.

– Уезжать отсюда жалко, – признается пенсионерка Елена Анатольевна, которую мы встречаем возле дома, и очень удивляется, узнав, что жителей этого дома, как и других, запланированных под снос, просят обратиться в городскую администрацию. – Неужели время уже пришло? Дом давно признали аварийным. Понимаем, что он отстоял свое, но здесь все вокруг такое привычное, родное… Хотя, знаете, по ночам, когда вокруг тишина, в моей квартире слышно, как трещат обои, а значит, под ними лопаются стены.

Расположенный неподалеку дом № 44 на улице Чекасина тоже был сдан 87 лет назад. Заходя в подъезд, приходится наклонять голову даже невысокому человеку – дверные проемы заметно просели. Еще 2 года назад жители дома ждали расселения и жаловались на то, что в квартирах настолько холодно, что некоторым жильцам сами коммунальщики наглухо запенивают окна, оставляя функционирующими лишь форточки. На фасаде на уровне первого этажа хорошо видна дранка. Немудрено, что стены здесь промерзают.

Заметно моложе по возрасту дом № 42. Но и он уже «пенсионер». Заклеенные почти наглухо окна одной из квартир первого этажа не свидетельство того, что жилье простаивает. И тут через старенькие рамы с щелями гуляет ветер, людям приходится решать проблему, кто как может.

– Летом нас приглашали в управляющую компанию, собирали сведения, кто выберет переселение, кто – компенсацию, – делится местный житель. – Но пока на сборе информации все и остановилось. Где предложат жилье, какие суммы выплатят в качестве компенсации, пока неизвестно.

Стоящий неподалеку 52-й дом тоже изрядно покосился. Но живущих здесь людей смущает не только его состояние, но и соседство с домом № 54, в котором несколько лет назад обрушилась крыша. Напомним, это произошло ранним утром в декабре 2019 года. Чудом обошлось без жертв. (Деревянные перекрытия кровли вместе с другими стройматериалами обрушились на кровать в одной из квартир). Жильцов дома давно расселили, а остов двухэтажки так и остался стоять, пугая окружающих пустыми оконными и дверными проемами.

В вечернее время здесь часто видят посторонних. Мы сами убедились, что к дому по снегу протоптаны тропинки, а значит, в разрушенную двухэтажку кто-то наведывается.

 

Больше всего домов, которые идут под снос, мы насчитали на Никеле. Самый старый из них – дом № 10 на улице Чекасина, которому в прошлом году стукнуло 90. Немногим моложе дома на Земнухова. Соседство с железной дорогой, по которой постоянно идут поезда, создает дополнительную вибрацию и не может не сказаться на состоянии и без того старого жилья, которое строилось не на века, а возводилось из доступных, не самых прочных материалов.

На проспекте Никельщиков в число аварийных попадает целый ряд строений, в том числе дома, расположившиеся в самом конце улицы. Выполненные в едином стиле, издали они смотрятся статными, в оконных проемах – пластиковые стеклопакеты. Но едва подходишь ближе, возраст выдает себя с головой. И не только осыпающимися декоративными элементами – и здесь в стенах заметны дыры. Только один из пяти домов признан пригодным для проживания.

В конце проспекта Никельщиков под снос идет сразу четыре стоящих рядом дома. Дыры в стенах можно заметить на каждой из двухэтажек

В конце проспекта Никельщиков под снос идет сразу четыре стоящих рядом дома. Дыры в стенах можно заметить на каждой из двухэтажек

Отделка на фасадах домов на улице Олеко Дундича придает стареньким домам стильный вид. Но это лишь внешний лоск. Дома проседают. Заметно, как покосились подъездные двери, в некоторых квартирах кривизна дверных проемов видна невооруженным глазом.

У домов на Олеко Дундича от времени покосились дверные проемы. Но проблема не только в них. Сами дома серьезно просели

У домов на Олеко Дундича от времени покосились дверные проемы. Но проблема не только в них. Сами дома серьезно просели

Если кто и недоволен предстоящим переселением, так это некоторые жители домов на улице Суворова. Уж очень не хочется им перебираться из центра куда-нибудь в глушь. Вдруг предложат окраины?

– Еще когда строилась семиэтажка напротив, прораб сказал нам, что наш дом скоро тоже пойдет под снос. Якобы в районе планируется строительство новых многоэтажных домов, – делится житель дома № 13, представившийся Сергеем. – А дом-то еще мог бы и постоять, хоть и построен в 41-м. Посмотрите, как в подъездах у нас хорошо! В квартире даже полы не скрипят. Надеемся получить адекватную компенсацию, чтобы приобрести жилье в этом же районе.

А вот в домах неподалеку, на улице Короленко, переселения ждут как манны небесной.

– Даже управляющая компания отказалась обслуживать наше жилье. Никому этот дом, где все рвется и ломается, не нужен! Так что ждем расселения, – делится заходящий в подъезд 20-го дома мужчина.

Жители считают двухэтажку № 13 на ул. Суворова вполне пригодной для проживания. Но дом 1941 года постройки числится в реестре аварийного жилья

Жители считают двухэтажку № 13 на ул. Суворова вполне пригодной для проживания. Но дом 1941 года постройки числится в реестре аварийного жилья

В списке есть и множество других отслуживших свое двухэтажек. Как нам сообщили в городской администрации, программа «Переселение граждан города Орска из аварийного жилищного фонда» на 2019–2025 годы предусматривает расселение 101 многоквартирного дома общей площадью 44 700 квадратных метров. Планы по 2019–2021 годам выполнены в полном объеме. В очереди на расселение остаются 69 аварийных домов, или 1 689 человек, проживающих в 674 жилых помещениях.

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Spread the love
Click to listen highlighted text!