Нелепица. Кричащим вывескам и неуклюжим растяжкам с улиц Орска пора на выход
26 мая депутатам городского Совета предстоит рассмотреть проект дизайн-кода города. После процедуры общественных слушаний документ предстал на их одобрение.
Зачем нужен дизайн-код, какие средства были потрачены на его разработку и как предполагается изменить город? Эти вопросы мы обсудили с председателем комитета архитектуры Сергеем Литвиненко и специалистом первой категории Юрием Королевым.
– Орск в настоящее время остро нуждается в защите самобытного исторического облика от визуального захламления баннерами, штендерами, крупногабаритными вывесками, наличие которых негативно сказывается на восприятии города с богатым архитектурным наследием. Общую картину портит и разномастный дизайн нестационарных торговых объектов, – отмечает Сергей Литвиненко. – Дизайн-код – это своеобразный свод правил, определяющих требования к облику и размещению элементов благоустройства. В нем приведена четкая последовательность действий для определения вида и места размещения конструкций.
– В проекте дизайн-кода мы разделили улицы города на категории в зависимости от расположения на них исторических зданий и объектов культурного наследия, интенсивности пешеходных и автомобильных потоков, – уточняет Юрий Королев. – Для каждой категории прописали свои правила размещения вывесок и рекламных конструкций. Всего выделено 4 типа пространств. Первые – с высокой интенсивностью пешеходных потоков, средней или высокой транспортной активностью, ценной исторической застройкой. (К ним относятся проспекты Ленина и Мира, площади Комсомольская, Васнецова, Гагарина, улицы Станиславского, Краматорская и т. д). Второй тип – городские пространства с интенсивным транспортным и неинтенсивным пешеходным потоком (улицы Новосибирская, Крайняя, Вяземская, Пацаева и т. п.). Третий тип включает территории, не попадающие в 1 и 2 категории и не являющиеся зонами охраны объектов культурного наследия. Четвертый же представляет собой отдельный тип пространства, который включает в себя исторический центр Орска, объекты культурного наследия и улицу Советскую.
К историческому центру применяются самые жесткие требования. Цель очевидна: максимально открыть фасады купеческих домов, позволяя горожанам и гостям города рассмотреть архитектуру самобытных зданий, построенных еще в позапрошлом веке.
Что касается остальных пространств, то, как отмечают в комитете архитектуры, требования к ним разнятся. Где-то важно их сделать максимально комфортными для пешеходов, где-то – ориентированными еще и на автомобилистов. Предложенный дизайн-код предполагает размещение вывесок разных предприятий на фасаде одного здания на одной горизонтальной оси. У каждой компании или организации должна быть одна вывеска, без многократного ее повторения. Огромных букв во весь фасад не будет. Высота букв вывески для предприятия будет ограничена согласно принадлежности здания к определенному городскому пространству с его нормами. Размещать вывески на балконах будет запрещено.
– Что мы имеем сегодня? – акцентирует внимание Сергей Литвиненко. – Многие предприниматели пытаются сделать огромные вывески, которые кричат одна громче другой. Когда все пытаются друг друга переорать, получается базар. Но мы же хотим жить в цивилизованных условиях. Значит, постепенно от этого надо уходить. Понятно, что каждый хочет быть заметным, но можно сделать это ненавязчиво.
То, что это возможно, демонстрирует разработанный документ. К примеру, если в здании много арендаторов и места на фасаде всем не хватает, предлагается представить информацию на общем выносном кронштейне с указателями, выполненными в единой цветовой гамме и стилистике, с использованием определенных, хорошо читаемых шрифтов. Размещение фирменных логотипов с цветами брендов не запрещается, но оно тоже должно укладываться в общие рамки. Создатели дизайн-кода предлагают отказаться от завешивания окон баннерной пленкой и другими небезопасными материалами. Понятно, что в одночасье предприниматели не готовы все изменить, но в комитете архитектуры уточняют: новые правила рассчитаны на тех, кто только заходит на рынок, на тех, чьи конструкции устарели, и планируется их замена.
На создание проекта у специалистов комитета архитектуры ушло около двух лет. Это результат совместного труда дизайнеров, архитекторов и художников, который не раз обсуждался с общественностью. В городской администрации подчеркивают: разработка дизайн-кода велась исключительно силами комитета архитектуры, без привлечения сторонних проектировщиков. Соответственно, никакой дополнительной нагрузки на городской бюджет не возникло.
– В ходе разработки проекта мы опирались на действующие дизайн-коды других городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Севастополь, Белгород, Калининград, на те документы, которые работают, – говорит Юрий Королев. – В Оренбуржье дизайн-коды разработаны для Соль-Илецка, исторической части Оренбурга, но пока они официально не приняты. В некоторых городах действуют очень строгие правила: к примеру, высота вывески может быть только 600 мм, и ни шагу в сторону. У нас подход более вариативный, с учетом городского пространства, в котором находится предприятие. Мы разработали четкий алгоритм, по которому следует действовать предпринимателям и организациям. Что касается нестационарных объектов, предлагается создавать новые в едином стиле, а объекты мобильной торговли разделить по цветам: торгуешь рыбой – один цвет, мясом – другой, молочной продукцией – третий. И покупателю сразу видно, за чем и куда идти.
Разработанный проект – лишь первый этап. Когда документ будет принят и заработает, в комитете архитектуры и градостроительства продолжат двигаться по пути дальнейшего улучшения городской среды. В последующих этапах разработки дизайн-кода будут отражены вопросы внешнего вида фасадов зданий, типы и размещение на улицах городских лавочек и светильников, озеленения. Фронт работ велик, но начать менять облик города к лучшему можно уже сегодня.
– Единая концепция оформления облика городского пространства стала нормой в больших городах. Орск остро нуждается в этом, – уверен глава города Василий Козупица. – Дизайн-код необходим для того, чтобы облик города приобретал качественно новый, совершенно другой вид. Подготовка проекта заняла продолжительное время. Архитекторы работали над каждой вывеской, входной группой, нестационарным торговым объектом, рекламной конструкцией, адресной табличкой. Детально проработанный дизайн-код Орска представлен для утверждения в городской Совет депутатов.
Людмила Светушкова,
выпускающий редактор
Фото Сергея Пузырёва