Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Репортёр

Отказ от покупок: кто дольше? Репортер «ОГ» пошла на эксперимент

Словосочетание «Черная пятница» давно перестало иметь отношение к пятнице. Распродажи последнее время идут нон-стопом. И снижались бы цены, но…

Общественные активисты накануне предновогодних распродаж призывают максимально здраво относиться к своим покупкам и протестуют против психологии потребления. Существует даже Всемирный день отказа от покупок, который отмечается в конце ноября.

 

День без магазинов – это довольно условный эксперимент. Многие люди берут за правило прожить без хаотичных приобретений товаров гораздо дольше – месяц и даже год. Однажды они осознают, что всегда покупали слишком много косметики, одежды, игрушек детям, всяческих мелочей. Все это захламляет пространство и не приносит в итоге радости. Надеть все равно нечего, играть все равно скучно, а у кремов с губными помадами не заметишь, как срок годности подойдет к концу. Плюс сколько ни убирайся дома, все равно бардак на полках возникает ежедневно.

Подобные душевные метания настигли и меня. Во-первых, приобретение вещей – это затраты, во-вторых, процесс не стал приносить радость. Если есть в гардеробе трое джинсов и пять кофточек, разве будут приводить в восторг четвертые брюки и шестая блузка? Заработанные деньги потрачены зря, гардероб будто не изменился, но захламленность осталась. Тогда я отказалась от приобретений на несколько месяцев, затем – год, и ничего ровным счетом не поменялось, даже не износилось. Зато стало проще подбирать комплекты и сочетать одно с другим, а до дыр все еще не донашивалось. Отказаться от походов по магазинам одежды оказалось проще простого, а процесс избавления от вещей стал приносить большее облегчение, нежели заполнение шкафа.

Что касается продуктов, то отказаться от них невозможно, да и не требуется. Но было бы неплохо доесть многое из кухонных запасов, прежде чем тащить новые пакеты из супермаркета. Пока закончились все крупы, макароны и варенье, прошло больше месяца, и это при том, что никаких особых кладовок я не держу. Зато теперь можно идти в магазин с чувством настоящей необходимости, вдобавок ничего не съели жучки и не пришлось выкинуть.

Отсутствие покупок не пугает, а, наоборот, вызывает спортивный интерес. Быт налаживается, уборка облегчается, дневное меню исходит из наличия конкретных продуктов. Исключения, конечно, должны быть, но в целом минималистичность существования приходится по нраву. Что касается бытовой техники, то каждый выбирает свой минимум: меня устраивает наличие стиральной машинки, пылесоса и утюга, отсутствие микроволновки, тостера и комбайна. А телевизор неактуален для нашей семьи уже лет 15 точно: все необходимое можно увидеть в телефоне, да и где бы взять на это время?

Основное правило остается: если что-то обязательно надо – берем, если сценарий покупки ситуационный, к примеру, на распродажах и акциях, то ничего не берем и совершенно об этом не жалеем.

 

Татьяна Скорова,

психолог Центра практической психологии:

– Ученые провели исследование, изучив, от каких факторов зависит то, насколько богатыми или бедными мы себя ощущаем. Выяснилось, что жители Кении чувствуют себя довольно состоятельными, имея незначительное число обычных вещей и закрыв ими лишь минимальные потребности, в то время как ощущение счастья жителей цивилизованных стран зависит от их обеспеченности материальными благами в полной мере.

Чтобы почувствовать себя бедным, человеку достаточно выйти на улицу или зайти в социальные сети, увидеть новый автомобиль коллеги, дорогое платье подруги или брендовую сумку блогера. У кого-то зарплата больше, кто-то одет красивее и моднее – так возникает субъективное ощущение собственной бедности в гонке и соревновании с другими. Немаловажную роль в формировании зависимости от потребления играет нейромедиатор дофамин. Он отвечает за нашу мотивацию, за чувство удовольствия и предвкушение радости. Гиперстимуляция этой системы, постоянный поиск новых источников удовольствия, неуемная жажда приобретения все новых материальных благ, аксессуаров достатка приводит к постепенному истощению этого источника радости. Прежние стимулы перестают работать, появляется чувство пресыщения и пустоты. У дофамина есть и теневая сторона – благодаря его эффектам формируются поведенческие зависимости.

В качестве примера можно привести шопоголизм – стремление постоянно что-либо приобретать и тем самым получать всплеск радости, как правило, кратковременной. Содержание дофамина повышается при воспоминании о чем-то субъективно приятном. Но удовольствие человеческой жизни – это вовсе не только покупки. Есть альтернативные способы чувствовать счастье и наслаждение, не связанные с материальными ценностями. Они гораздо надежнее, и наша задача – научиться находить эти источники и контролировать сферу потребления. Таким образом, в обществе стал популярен минимализм и даже аскетизм: человек стремится чувствовать комфорт с помощью простых вещей или их отсутствия, от нахождения на природе, уединения. Если говорить о философской составляющей минимализма, то это и помощь экологии, и уменьшение числа отходов, отказ от упаковки. В любом случае, день отказа от покупок вполне посилен каждому и может принести больше пользы, нежели беспорядочно приобретаемые товары.

Юлия Замятина,

корреспондент

Spread the love
Click to listen highlighted text!