Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
БизнесВластьРепортёр

Проезд подорожал, а транспорта на окраинах не дождешься

Проезд в маршрутных такси подорожал. Теперь за одну поездку приходится платить не 22 или 25 рублей, а 25 или 28. При этом ситуация с транспортом в Орске осталась по-прежнему напряженной.

Жители Биофабрики, ОЗТП, Гудрона, поселка Москва и многих других отдаленных микрорайонов все так же подолгу простаивают на остановках в попытках уехать в город. Не лучше ситуация и на Майке. Не то что общественного транспорта – такси порой не дождешься. На днях нашему корреспонденту после длительного безрезультатного ожидания пришлось пешком добираться до Никеля с улицы Тобольской.

 

С января по август 2021 года в Орске перевезено 16,5 млн пассажиров

 

Проблемой с транспортом после многочисленных обращений избирателей занялись депутаты городского Совета. Одним из действий стало направление запроса в УЖКХ. Целиком ознакомиться с ответом можно на сайте горсовета. Мы же отметим, что специалисты представили цифры, анализировать которые приходится самостоятельно.

Как отмечается в ответе, сегодня в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок зарегистрированы 20 индивидуальных предпринимателей и МУП «Орскгортранс». Маршрутная сеть включает 6 городских трамвайных маршрутов и 33 автобусных (в том числе и огородные), из которых 16 обслуживают частные перевозчики. Ежедневно на линию выходит 250 автомобилей частных перевозчиков, 10 муниципальных автобусов и 25 трамваев. Это в будни. В выходные город обслуживает 15 трамваев. В среднем частные перевозчики возят пассажиров с половины шестого утра до десяти вечера. До 19.30 работают муниципальные автобусы, до 21 часа – электротранспорт.

Ежедневно частные перевозчики перевозят порядка 60 тысяч пассажиров, трамваи – от 6 до 8 тысяч, автобусы муниципального предприятия – до 1,5 тысячи человек.

Специалисты отмечают, что в утренние и вечерние часы пик наполняемость транспортных средств составляет 90-100 %, а работа автобусов на городских маршрутах организована с минимальным временем ожидания транспорта на остановке и частотой движения на маршрутах от 3 до 10 минут.

Однако жители отдаленных микрорайонов вряд ли с этим согласятся. Им приходится стоять на остановках не по 5, и даже не по 10 минут, а по 30-40 минут, иногда дольше.

Себестоимость проезда в общественном транспорте на октябрь 2021 года, руб.

Ответ коммунальщиков, содержащий статистические данные, депутатов не устроил.

– На заседании депутатских комиссий мы предложили отделу транспорта найти пути решения проблемы и обозначить, что конкретно намерен делать город для изменения ситуации, – пояснил депутат Игорь Битнер. – Люди не могут уехать, транспорт переполнен! Мы общались с частными перевозчиками, выслушали их пожелания. С ними нужно работать!

Депутаты «Единой России» подготовили запрос на имя главы города и, получив одобрение коллег, направили его Василию Козупице, предложив разобраться в транспортной проблеме как можно скорее.

Игорь Геннадьевич напомнил о словах губернатора, который говорил, что в Оренбургской области планируется обновлять автобусами транспортный парк. В том числе их должны поставить и в Орск. Но готов ли Орск к приему автобусов? Сможет ли обеспечивать их водителями, обслуживать технику?

В попытках понять, почему в городе возникла сложная ситуация с транспортом, мы побеседовали с Александром Васильевым, который с 2008 по 2016 год возглавлял транспортный отдел администрации Орска.

– Когда я начинал работать в городской администрации, в Орске было больше тысячи маршруток, – припоминает Александр Иванович. – Тогда у нас была другая проблема: перенасыщенность транспортной сети. Многие помнят, как маршрутчики устраивали между собой войны, выходили к «белому дому». Мы упорядочили схему движения транспорта, привели в порядок маршруты. По городу регулярно ходило порядка 650-700 «газелей». И этого хватало, все поселки у нас обслуживались.

Орчане видят, что количество маршруток уменьшилось. Почему? Ситуацию проясняет простая арифметика. В те годы стоимость «Газели» составляла порядка 200-250 тысяч рублей. Деньги вкладывались предпринимателем и отбивались за 2 года. А сейчас «Газель» стоит более миллиона: цены выросли и требования ужесточились (это должны быть микроавтобусы со стоячими местами и так далее). Вложенные деньги и за 5 лет не отбиваются, а потому предприниматели не спешат рисковать.

 

Среди проблем Александр Иванович называет не только недостаток транспорта, выходящего на линию, и водителей (а здесь есть ощутимый дефицит). Главное – отсутствие возмещения перевозчикам выпадающих доходов.

– Я изучал ситуацию во многих других городах. Сегодня отношение к общественному транспорту у нас неправильное, – говорит Александр Иванович. – Он всегда был убыточным! Посмотрите на Европу – там есть дотации. Тарифы регулируются, себестоимость проезда в 2-3 раза выше его стоимости. Считаю, что власть должна компенсировать и бизнесу, и муниципальному транспорту потери, которые они несут и в связи с регулированием тарифов, и в связи с движением общественного транспорта по графику. Во многих европейских странах: Германии, Австрии, Франции, Швеции и других – существует мощная система поддержки транспорта. Я был в Финляндии. В городе Хельсинки, к примеру, бюджет компенсирует и частному, и муниципальному транспорту 75 % потерь. И это грамотный подход. Автобус же не ждет, пока наполнится на 100 %, а зачастую везет воздух. А раз он возит воздух, должен получать компенсацию.

Если посмотреть на опыт российских городов, в Санкт-Петербурге бардак с транспортом был еще хуже, чем у нас. Но там ситуацию отрегулировали, полностью отдали центр города муниципальному транспорту, сделали обособленные трамвайные и автобусные пути, закупили транспорт большой вместимости.

Большие города вкладывают огромные деньги в развитие общественного транспорта, закупают большие автобусы. Нам они, полагаю, не нужны. Для Орска больше подойдут автобусы средней вместимости. Но не хочу быть голословным! Для того чтобы правильно рассчитать необходимое количество транспорта, выстроить удобную схему движения, нужно проводить исследование пассажиропотока, привлекать специалистов. В свое время город это делал. И результат был. Транспортное управление ставило перед городом вопрос улучшения транспортных развязок. Команда Юрия Берга, когда он был главой Орска, многое сделала для улучшения ситуации. Изменили схему движения по верхней и нижней дамбе, обустроили переезд у Зеленхоза, отремонтировали дорогу через Победу. У нас появилась объездная, которая разгрузила город. Развязки улучшились. Мы практически ушли от пробок (а их отсутствие очень важно и для общественного транспорта). Лет на 5-10 этих развязок хватит, но надо работать на перспективу. И, конечно же, отрегулировать вопрос с перевозками.

 

Александр Иванович намеренно повторяется и особо подчеркивает: в нынешних условиях очень важно компенсировать общественному транспорту выпадающие доходы! Да, «Орскгортранс» получает субсидии из бюджета, но их объем ниже, чем был еще несколько лет назад, даже в суммовом выражении, без поправки на инфляцию. Как же добиться получения компенсации? В Самаре, к примеру, трамвайно-троллейбусное управление несколько лет назад подало в суд на областной парламент, потребовав компенсировать выпадающие доходы. И суд присудил выплату более 2 миллиардов рублей, что помогло общественному транспорту в обновлении подвижного состава и ремонтах. У Орска, может быть, иной путь, но вопрос необходимо решать как можно скорее, иначе в транспортной системе и вовсе может произойти коллапс.

– Проблема общественного транспорта – это не только проблема муниципалитета, – уверен Александр Иванович. – Тем городам, где есть электротранспорт (трамваи и троллейбусы), без участия региона и правительства России не обойтись. Раньше существовала областная программа поддержки электротранспорта, под которую закладывались огромные средства. Были и федеральные, направленные на развитие транспортной инфраструктуры, пополнение парка.

Возможно, Орску из-за сокращения числа крупных предприятий не нужно столько транспорта, сколько было в советские времена, когда городской автопарк насчитывал порядка 280 автобусов и 130 трамваев. Но очевидно, что сегодня имеющийся общественный транспорт не справляется с перевозками! И этим вопросом нужно заниматься!

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Фото Сергея Пузырёва

Spread the love
Click to listen highlighted text!