Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Репортёр

Профиль юности бессмертной промелькнул в окне трамвая. История об орском трамвае 1967 года

В прошлом появление трамвайного движения в Орске было воспринято жителями города как заметный транспортный прогресс. Трамвай стал весьма популярен.

В конце 1940-х – начале 1950-х годов трамвай в Орске быстро оттеснил автобусное движение там, где уже появлялись рельсовые пути.

Рос штат трамвайного управления, обучение водителей происходило каждые полгода с набором молодежи.

Профессия водителя прогрессивного в обществе транспортного средства становилась престижной в первую очередь среди женщин, а уже в 70-е годы прошлого столетия к контролеру (этакому рулю в вагоне) потянулись юноши и мужчины, которые нередко начинали работать в депо ОТУ в качестве слесарей, электриков, станочников, а затем записывались на курсы водителей. Отучившись пять месяцев, сдав экзамены по правилам дорожного движения и по эксплуатации, вождению трамвая, они вливались в ряды тех, кто занимался очень важным общественным делом – производил перевозку жителей города. В часы пик вагоны ходили буквально один за другим, доставляя граждан на очередную заводскую смену или перевозя их в район проживания.

Общественные контролеры ОТУ не только производили проверку проездных билетов на транспорте, но и участвовали в рейдах по изучению востребованности пассажирами тех или иных маршрутов. Нередко по итогам таких контрольных срезов происходили корректировки движения трамваев по отдельным маршрутам с учетом определенного времени. Вопросы и предложения по изменению маршрутов затем выносились в транспортный отдел исполкома горсовета.

В филиале государственного бюджетного учреждения «Объединенный государственный архив Оренбургской области» в г. Орске (филиал ГБУ «ОГАОО» в г. Орске) сохранились уникальные документы за 1967 год, связанные с организацией движения общественного транспорта в Орске.

Так, к председателю транспортной комиссии при исполкоме горсовета товарищу Я. Гиберту обратились со справкой представители совета общественных инспекторов Орского трамвайного управления. В документе указывалось, что начальником отдела эксплуатации В. Бугаенко и водителем автобусного парка, депутатом горсовета Д. Шеломенцевым по поручению комиссии 5/IX-67 г. была проверена работа транспорта в городе.

Проверкой установлено:

  1. Совет общественных инспекторов состоит из двух групп по I2-16 человек и в основном из водительского состава. Каждой группой руководят и направляют работу начальники маршрутов тов. Горюнов и тов. Старшинова.
  2. В момент проверки тов. Старшинова находилась в отпуске, общественные обязанности никому не переданы, и по сути дела группа тов. Старшиновой в период ее отпуска бездействует.
  3. Проверкой документации группы тов. Горюнова установлены следующие недостатки в работе:
  4. Согласно графику группа должна быть на линии два раза в месяц. Установлено, что в ноябре 1966 г. группа работала только один день I6/XI-66, при низкой активности (вышло на проверку только два человека). В декабре 1966 г. и январе 1967 г. группа не работала. В феврале проведена одна проверка с участием 3 человек.

Следует отметить, что из числа общественников активное участие принимают всего 3-4 человека. К таким можно отнести тов. Шатилину, Радаеву и Иванову.

  1. II. Журнал регистрации рейдов группы не полностью отражает ту работу, какую проводят общественники на линии: в графе «Какие приняты меры» с 5/Х-66 г. ничего не отмечено, а значит, общественники не знают, какие же меры воздействия принимаются администрацией к нарушителям дисциплины на линии, а значит, не до конца понимают своей задачи. Такое упущение может пагубно влиять на посещаемость рейдов самими общественниками, которые, не видя результатов и пользы общественной работы, будут уклоняться от нее. Были намечены пути активизации деятельности общественных контролеров.

Председателю транспортной комиссии при исполкоме горсовета предлагалось рассмотреть и проект изменения сети общественного транспорта с учетом пуска новой линии трамвая: «Движение трамваев маршрута номер 5 «Пл. Васнецова – Ст. город» заменить на «Пл. Васнецова – станция Орск» по схеме «Пл. Васнецова – пл. Шевченко – пл. Комсомольская – пр. Мира – пл. Гагарина – сад Малишевского – станция Орск». Необходимость предлагаемой схемы доказана следующими доводами: опрос пассажиров в начальный период эксплуатации трамвая на участке «Сад Малишевского – ст. Орск» показал, что данный маршрут не может удовлетворить их потребностей, так как основная часть жителей района Старого города и поселка Вокзального работают на промышленных предприятиях Нового города и вполне естественно нуждаются в дешевом транспортном транспорте. Наличие трамвайного маршрута «пл. Васнецова – ст. Орск» намного сократит время, затрачиваемое пассажирами на поездку с работы и на работу. В связи с пуском новой трамвайной линии автобусный маршрут № 8 «пл. Б. Хмельницкого – ст. Орск» следует закрыть, так как на данном участке нормальная перевозка пассажиров будет обеспечена трамваем. За счет высвободившихся автобусов маршрута № 8 соответственно усилить автобусные маршруты № 5 и 7 для сохранения частоты движения на участке «станция Орск – пл. Б. Хмельницкого». В связи с увеличением интенсивности движения на Привокзальной площади изменить схему автобусного маршрута № 5, а именно, от остановки «Горем-25» повернуть движение по ул. Просвещения с введением дополнительных остановок. Совместной проверкой работы трамвайного маршрута № 4 установлено, что схема подобрана правильно и удовлетворяет потребностям большинства пассажиров».

В дальнейшем на новых маршрутах движения трамваев и автобусов проводились контрольные срезы по результатам проверок общественными контролерами, они организовывались один раз в две недели. Трамвайное движение в городе становилось все более востребованным и необходимым.

Остается лишь добавить к описанному, что первый вагон пробежал по городским улицам 5 декабря 1948 года, и до сих пор это остается фишкой нашего города. Без трамвая Орск был бы уже не Орском! Подходит 75-летие популярного общественного транспорта, который ныне, правда, переживает не самые звездные времена.

Константин Мусафиров,

корреспондент

Фотографии из архива филиала государственного бюджетного учреждения «Объединенный государственный архив Оренбургской области» в г. Орске (филиал ГБУ «ОГАОО» в г. Орске).

Spread the love
Click to listen highlighted text!