Слышен звон, да не знаешь, куда прятаться
ЕСТЬ ЛИ У ГОРОЖАН НАДЕЖДА НА УБЕЖИЩА И УКРЫТИЯ?
После октябрьского воя сирены, проверявшего готовность системы оповещения населения, в соцсетях появились реплики от жителей о бессмысленности данной меры. Мало того что непонятно, от кого и зачем бежать, так совсем неясно, есть ли вообще в Орске хоть более-менее оборудованные укрытия. В школах сегодня этого не расскажут, на экскурсию в таинственное и холодное бомбоубежище не сводят, да и противогаз не везде на уроках ОБЖ научат надевать.
Оказалось, что в городе эта тема вообще покрыта завесой тайны. В ответ на запрос «ОГ» заместитель начальника управления ГО, ПБ и ЧС администрации города Александр Рудер ответил, что информация о том, сколько в Орске бомбоубежищ, где именно, в каком состоянии они находятся и кто за ними следит, не может быть предоставлена СМИ, так как относится к сведениям ограниченного распространения. Тем более не могло быть и речи, чтобы посмотреть на эти загадочные помещения своими глазами.
Хотя еще каких-то 10 лет назад специалисты гражданской обороны свободно рассказывали, что в Орске около 200 бомбоубежищ, которые расположены преимущественно в центральной части города по проспектам Ленина и Мира. Строениям сегодня не менее 60 лет, так что можно лишь догадываться об их упадке. Корреспонденты «ОГ» решили если не зайти внутрь, то хотя бы выяснить, в каком состоянии находятся вентиляционные ходы из бункеров.
Возле Восточных электросетей у убежищ полный порядок
Самые заметные горожанам подобные конструкции расположены, например, у Восточных электросетей. В этом районе недавно как раз асфальтировали тротуар, аккуратно обойдя беленые «домики» с наглухо закрытыми металлом окошками. Само убежище, видимо, находится за забором и выглядит с улицы довольно прилично.
Это вовсе не игрушечные домики. Под яркой конструкцией скрывается серьезное сооружение
заходим во дворы на площади Победы и замечаем на проспекте Мира надземные конструкции с зарешеченными окошками и обшарпанным видом. Шансов попасть внутрь хулиганам нет: все довольно крепко заварено. у соседнего дома можно заметить что-то вроде деревянных игрушечных домиков, а там внутри – та самая вентиляционная вытяжка из убежища. Детская площадка недалеко, но любознательная ребятня сюда не лезет. На проспекте Ленина, в районе комсомольской площади, бетонная конструкция обставлена машинами так, что не подберешься, а через пару домов, у школы № 8, в «домик» уже можно заглянуть, поскольку прутья решетки не такие плотные. Тем не менее мусор туда не запихнешь, поэтому в глубине пусто, лишь несколько осенних листиков валяются в подвальной пыли. На проспекте Ленина, недалеко от краеведческого музея, окошки шахты, напротив, заложены кирпичами и заделаны металлом. Сквозь бетонный фундамент еле пробивается кленовый сеянец, ему здесь никто не мешает бороться за жизнь.
В некоторых шахтах отверстия плотно запаяны, но иногда у любопытных горожан получается заглянуть внутрь
У ДК нефтехимиков, где тоже должно быть подвальное убежище, мы обнаруживаем в сухих зарослях свидетельства о том, что оно действительно имеется. Здесь торчит одна высокая и узкая бетонная вышка с отверстием на вершине и конструкция поменьше – вся в трещинах и с бутылками вокруг. Если снаружи такое уныние, то несложно предположить, насколько все убого внутри. у ДК машиностроителей тоже находим вентиляционные шахты, однако их состояние еще можно назвать нормальным. Есть приличное бомбоубежище и под зданием расчетно-кассового центра на Рыбалко и вдоль трехэтажек по нечетной стороне улицы Краматорской за «Лавандой». О наличии такового свидетельствуют стрелки на домах по переулку Синегорскому у школы № 1. Только указатели-то есть, а куда по ним попадешь, все равно непонятно.
На пустыре у Дома культуры нефтехимиков виднеются длинные старые вытяжки
Мы провели опрос в соцсетях о том, знают ли люди, где находятся убежища. Многие ответили, что действующих вообще нет. Некоторые указали на здание Ростелекома на площади Комсомольской, ДК металлургов, мясокомбинат, улицу Спортивную на вокзале, район биофабрики, Орскнефтеоргсинтез и школу № 9 рядом с предприятием.
– В мирное время объекты гражданской обороны могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, – пояснил Александр Рудер, – а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Александр Климентьевич подробно перечислил, под что могут применяться встроенные и отдельно стоящие защитные сооружения. Это санитарно-бытовые помещения, культурного обслуживания и учебных занятий, производственные помещения, тоннели, помещения для электриков, связистов, ремонтных бригад, гаражи, склады, магазины, кафе, буфеты, стрелковые тиры, спортзалы, подсобки и многое другое. Ряд убежищ в жилой зоне используется индивидуальными предпринимателями под торговые точки, аптеки.
– Понятие «бомбоубежище» устаревшее и не используется в настоящее время, – подчеркнул представитель ГО, ПБ и ЧС. – Есть понятия «убежище» и «укрытие».
Поскольку мало кто доподлинно знает, где именно находятся эти самые убежища и укрытия, готовы ли они вообще к приему людей, оснащены ли элементарными средствами защиты, то и надежд у простых горожан на эти сооружения мало или вообще нет. Но если у какого-нибудь предприятия или организации будет желание продемонстрировать готовность своих убежищ, журналисты с удовольствием побывают на экскурсии и расскажут об этом читателям.
Юлия Замятина,
корреспондент