Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Репортёр

Та заводская проходная, что в люди вывела меня. Орские машиностроители

День машиностроителя – праздник не только для нынешних заводчан. По-прежнему его считают своим работники промышленного гиганта – ЮУМЗ.

Через это предприятие прошли тысячи горожан. Многие до сих пор бережно хранят воспоминания о родном предприятии.

 

– Я пришла на завод в 1979 году, когда там уже работал мой муж, – рассказывает председатель Совета ветеранов ЮУМЗ Вера Соболева. – Он трудился в пятом цехе, а меня привел в четвертый. Оба цеха находились под одной крышей. На заводе я проработала 38 лет, до самой пенсии. Когда пришла, была старшим кладовщиком в инструментальном хозяйстве. Через несколько лет стала ведущим инженером по подготовке производства. С каждым годом завод становился все лучше и лучше. Я была председателем цехового комитета своего четвертого цеха, а потом и пятого, когда они слились в один. Была членом профкома профсоюза. Мы умели не только хорошо работать, но и отдыхать. На Новый год в цехе обязательно ставили елку, наряжали ее, организовывали чаепитие.

Когда дочь подросла – она тоже пришла работать на ЮУМЗ. Мы просыпались утром и все дружно шли на работу в один цех.

После выхода на пенсию Вере Ивановне предложили возглавить Совет ветеранов предприятия.

– Он насчитывал три тысячи человек, – делится Вера Соболева. – Пока действовал ЮУМЗ, каждый год мы ездили на турбазу, ко Дню машиностроителя устраивали у проходной день урожая, угощая коллег дарами осени. Сегодня в меру своих сил нас поддерживает «Уралмаш-Горное оборудование». Для меня очень важно, что люди не забыты, что нам удалось сохранить, хоть и в новых стенах, легендарный музей трудовой славы ЮУМЗ. Летом в этом году обновили Доску почета ветеранов предприятия.

Тридцать пять лет отработал на заводе Василий Крошечкин.

– Я пришел на завод в 1972 году, – вспоминает Василий Александрович. – Сразу после армии. В 18-й цех, чугуносталелитейный. Начинал с шихтовщика. Через 8 месяцев перешел в разливщики металла. Разливщиком проработал 12 лет. Потом стал подручным сталевара, а затем и сталеваром. Дошел до высшего на предприятии шестого разряда. Наши печи были небольшой емкости, но мы выплавляли высоколегированные стали. Делали детали на импорт. Помню, много всего шло на Кубу. Наш завод полностью собирал машинные агрегаты. Стояла у нас и печка-чугунка, на которой выплавляли серый, высокопрочный чугун.

Цех был горячий, работа непростая, но не только мы трудились на благо предприятия – и завод нас поддерживал: обеспечивал жильем (сначала нам с женой дали одну квартиру, родился второй ребенок – дали просторную трехкомнатную), предоставлял путевки, чтобы можно было хорошо отдохнуть. У людей была возможность расти, повышать свою квалификацию. Был прекрасный коллектив. Мы и сегодня стараемся поддерживать связь с коллегами. Мне довелось трудиться бок о бок с прекрасными людьми, с орденоносцем Александром Ивановым, с членами трудовых династий Коноваловых, Маркиных, Соколовых и многими другими орчанами. И по прошествии лет нам есть что вспомнить.

Валентина Шморгун оказалась на ЮУМЗе в 1978 году. Пришла сюда со швейной фабрики: когда в городе сносили бараки, у работников завода был шанс получить отдельную квартиру, а не коммуналку.

– Я начинала работать контролером-кладовщиком в 18-м цехе, – делится Валентина Васильевна. – Мы маркировали детали. Через 8 лет перешла в 17-й цех на стекловарку. Мы варили жидкое стекло, которое добавлялось в состав форм. Работали на улице. Да, было непросто, но какая вокруг была красота – столько стекла! Оно шло к нам по транспортерной ленте. Во дворе стояли большие автоклавы, мужчины варили стекло, а мы, женщины, занимались его заготовкой. Потом по трубам стекло переправляли в 17-й цех.

В 2000 году построили новую стекловарку, и мы перешли в цех. Работали уже в помещении, это было большим плюсом. Коллектив у нас был прекрасный, наш первый пролет всегда ставили в пример. Да и мы старались, чтобы везде было чисто и красиво. Сами, без какой-либо команды, выходили убираться возле цеха, белили бордюры. Возле 17-го цеха высадили сосны – сейчас они выросли большие.

И завод для нас старался. Ежегодно мы посещали профилакторий, вечером после работы получали большой комплекс процедур, среди которых были и кислородные подушки, и кислородные ванны. Сейчас о таком можно только мечтать. На диетпитание сотрудникам давали бесплатные талоны. Вспоминаешь, и дух захватывает. Конечно, всякое было, и трудности, и невзгоды, и на 2/3 сидели, но до последнего все надеялись, что наш ЮУМЗ выстоит. И сейчас, собираясь с коллегами, мы всегда поем песню про заводскую проходную, что действительно всех нас вывела в люди.

 

Дмитрий Задков,

руководитель Октябрьского района Орска:

– Когда-то ЮУМЗ был одним из градообразующих предприятий, на котором работало около 17 тысяч человек. Люди трудились в три смены. Я знаю об этом не понаслышке, ведь мой отец много лет проработал на этом предприятии. Могу точно сказать, что ЮУМЗ построил часть города: часть Октябрьского, часть Ленинского района. До сих пор в юумзовских домах проживают люди старшего возраста, их дети, внуки. Знаю, что многие гордятся тем, что им довелось работать на Южуралмашзаводе, что они делали востребованную продукцию, огромные объемы работы. Сейчас на промышленной площадке ЮУМЗа работает «Уралмаш-Горное оборудование» и я уверен, что эта площадка будет востребована. События в стране и мире указывают на то, что такое предприятие, как ЮУМЗ, должно возродиться. Без подобных предприятий, без промышленных гигантов выживать нашей стране будет сложно. Хочу поздравить всех бывших юумзовцев с Днем машиностроителя и пожелать им уверенности в завтрашнем дне!

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Spread the love
Click to listen highlighted text!