Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
Репортёр

За трамвай на ОЗТП Петр Атаманицын получил благодарность и выговор

Почетные граждане Орска. Имя каждого из них отдельной страницей вписано в историю города. Многие из этих людей покинули наш мир, но память о них живет в сердцах.

«ОГ» совместно с городским Советом ветеранов открывает новую рубрику «Живая история». Вспомним о тех, кто носил почетное звание, об орчанах заслуженных и достойных. Какими они были, какими запомнились современникам.

Председателю городского Совета ветеранов Родиону Кудашеву довелось работать в тесном контакте с Петром Атаманицыным, который на протяжении долгих лет возглавлял Орский завод тракторных прицепов.

– С Петром Васильевичем мы познакомились в 80-х, – делится Родион Кудашев. – В то время я работал в Советском районе заведующим организационным отделом, ведал вопросами подбора и расстановки кадров, был членом райкома партии. Советским районом тогда руководил уважаемый в городе человек, Виктор Андреевич Козерод. Вокруг него собралась прекрасная команда управленцев, производственников, представителей социальной сферы, которые вместе трудились на благо района и города. Членом этой команды был и хороший друг Виктора Андреевича, директор ОЗТП Петр Атаманицын. Человек талантливый и скромный, но при этом очень требовательный по отношению к себе, к работе. На ОЗТП он пришел с ЮУМЗа, где до 1969 года трудился начальником цеха. Как человека инициативного, грамотного, целеустремленного, его пригласили стать директором строящегося завода тракторных прицепов. Директором ОЗТП он проработал 30 лет. Под его началом был осуществлен пуск мощностей предприятия площадью около 24 тысяч квадратных метров. Но самое главное – он думал о людях.

Родион Борисович вспоминает несколько эпизодов из жизни.

Однажды в «партийный день» он приехал на ОЗТП, встретился в актовом зале с партийным активом завода. Туда пришел и Петр Васильевич. Он предложил: «Давайте я покажу вам нашу столовую».

– Пока идем, рассказывает: сейчас я пробиваю вопрос по дому культуры, в ближайшие годы мы построим самый лучший в городе профилакторий, пустим лучший трамвай, – вспоминает Родион Борисович. – Планы у него были грандиозные. И все их, кроме строительства дома культуры, удалось воплотить в жизнь. С ДК не получилось лишь потому, что грянула перестройка… Заходим в столовую. Просторное уютное помещение. Есть первое, второе, сметана, салаты, напитки.

Петр Васильевич подходит к людям. Рабочие хвалят питание. А один бригадир говорит:

– Петр Васильевич, отчего-то сегодня у нас не 5 салатов, а только 3!

– Как это 3? – удивляется Атаманицын.

Тут же к нам бежит заведующая столовой. «Овощи из Ударника припоздали – огурцы-помидоры. Сейчас поправимся».

Петр Васильевич делает замечание: непорядок, у людей должна быть возможность выбора. Эта сцена врезалась мне в память.

 

Родион Борисович подчеркивает: директор завода всегда отстаивал интересы своих работников и жителей поселка. Старался создать для них максимально комфортные условия. Отработал коллектив квартал – награждают лучших работников. В выходной день директор собирает начальников цехов с женами, вручает премии и ценные подарки, благодарит вторых половинок за поддержку.

– Он не просто подводил итоги, а сразу обозначал перспективу, – говорит Родион Кудашев. – За несколько лет посреди степи вырос поселок на 25 тысяч жителей: возводилось жилье, строились детские сады, школы. Многие специалисты переходили на ОЗТП с других предприятий и через год-два получали квартиры. Петр Атаманицын был удивительным человеком с прекрасными организаторскими способностями, с огромной пробивной силой. И один из ярких примеров того – запущенный на ОЗТП в 1983 году трамвай.

До появления трамвая на завод сотрудников возили 26 служебных автобусов.

– Однажды приезжает с ОЗТП в район делегация, – вспоминает Родион Кудашев. – Секретарь парткома завода Андрей Коробов говорит: «Мы подсчитали – через год-два начнем терять автобусы из-за износа. А потому выходим с предложением пустить на ОЗТП трамвай». Мне идея понравилась. Поддержал ее и Козерод, правда, сразу сказал: без города вопрос не решить. Он вышел на председателя исполкома городского Совета народных депутатов Владимира Томина, и город оказал помощь в проектировании. А Виктор Козерод привлек необходимые силы. Помогать в масштабной стройке взялись начальник Орского отделения железной дороги Михаил Кокуркин, руководитель ПОГАТ-1 Александр Унрау, директор мясокомбината Владимир Гейдер, а также начальник ПМС 16 РЖД Яков Регер и главный инженер Евгений Гавриков.

Вскоре железнодорожники перегнали через Гудрон в поселок ОЗТП путеукладочный и путеразборочные краны, ВПО, электробалластер и другую необходимую технику и материалы.

Члены Совета ветеранов ОЗТП вспоминают, что Михаил Кокуркин тогда оказал огромную помощь, решив вопрос с рельсами. Для минимизации затрат использовали старые железнодорожные рельсы. Предварительно их привели в порядок.

В цехах ОЗТП тем временем готовили трамвайные опоры.

– В 90-е мне около 10 лет довелось работать на железной дороге, – говорит Родион Борисович. – Ребята, которые участвовали в прокладке трамвайной линии, вспоминали, как они работали – напряженно и быстро. А когда закончили, руководители города и предприятий района горячо их благодарили. От ОЗТП Петр Атаманицын каждому вручил полушубок.

Трамвайные столбы на ОЗТП выкрасили в желтый цвет. Построили современное депо. А над вагонами взяли шефство цеха предприятия. Всем хотелось, чтобы их вагон был лучшим. Многие орчане до сих пор помнят уютные трамваи со шторками на окнах.

Трамвай на ОЗТП. Фото из фондов Орского краеведческого музея

Занявшись запуском трамвая на ОЗТП, Петр Атаманицын шел на определенный риск и некоторые нарушения. Проводя ревизию, специалисты министерства среднего машиностроения усмотрели нецелевое использование средств, которые должны были быть направлены на развитие завода.

– Вопрос был вынесен на бюро райкома партии, – рассказывает Родион Кудашев. – За нарушение финансовой дисциплины Петру Васильевичу объявили строгий выговор. Но, заканчивая разговор, Виктор Козерод сказал ему: «Огромное спасибо тебе, Петр Васильевич. А то, что мы тебя наказали, так мы через некоторое время с тебя это взыскание снимем».

– Петр Васильевич очень уважал работяг и терпеть не мог лодырей. Казалось, он видит людей насквозь, – добавляет председатель Совета ветеранов ОЗТП Татьяна Соколова. – В 1988 году через министерство промышленности добился того, чтобы к 20-летию со дня основания завода премировать тех, кто хорошо работает, кто стоял у истоков предприятия. Порядка 50 человек тогда получили новенькие «Москвичи-2141». А через некоторое время договорился через министерство о поставке реэкспортных автомобилей. Тогда СССР поставлял в Финляндию ВАЗы, но так как финны часто меняют автомобили, через 4 года многие машины вернулись в СССР.

Татьяна Михайловна вспоминает, что в конце 80-х у предприятия было большое подсобное хозяйство, включающее мощный свинокомплекс. На полях росли овощи и даже зерновые. А в теплицах, кроме зелени, был прекрасный розарий.

С удовольствием заводчане ходили в профилакторий.

– Идем утром на работу – зашли, позавтракали, какую-то процедуру приняли. В обеденный перерыв – кушаем и еще одну процедуру получаем. Вечером – релакс и ужин. Все под живую музыку…

 

Петр Атаманицын много сделал для ОЗТП, для своего микрорайона. За трудовые заслуги был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета». За вклад в развитие образования ему присвоили звание «Отличник народного просвещения РСФСР». Он заботился о том, чтобы производственные мастерские в школах были оснащены всем необходимым. И ребят настраивал после школы идти в техникум, потом – на производство, а немного поработав и определившись с тем, что интереснее, – в институт. Будучи директором завода, он получил звание почетного гражданина города Орска. Жил, как и многие другие директора того времени, без излишеств. Зарплату получал на уровне ведущих специалистов предприятия.

– Он ставил очень высокие цели и умел мобилизовать людей на их выполнение. Мог зажечь, – подчеркивает Родион Кудашев. – Тяжело переживал распад страны, развал родного предприятия. Это сильно подорвало его здоровье. В 2005 году его не стало. Таких людей город должен помнить. Они будут ориентиром для следующих поколений.

 

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Spread the love
Click to listen highlighted text!