Асфальт кладут по науке. Чтобы на века
Чуть более месяца назад в Орске был запущен современный асфальтовый завод.
Инвестировала в производство рационально подобранных асфальтобетонных смесей и новейшее лабораторное оборудование компания «Союзстрой», известная под брендом «Восток Руси». Полностью автоматизированную систему по изготовлению асфальта показали корреспондентам «ОГ», побывавшим на площадке в районе улицы Дорожной.
Еще несколько месяцев назад здесь был неприметный пустырь со строительным мусором, а вскоре на отсыпанной грунтовой территории выросли производственные махины, где гоняет двухтонная вагонетка, работает мельница, дробящая минеральный порошок, а между огромными кучами белого известняка и щебня, добытого в орском карьероуправлении и на новокиевском руднике, снуют бульдозеры. Производительность завода – 160 тонн в час, и этот объем асфальта с температурой около 175 градусов без промедления доставляют на дороги. Трасса в аэропорт, на Домбаровку, улицы Ялтинская, Тобольская, Перегонная – все эти дороги сделаны по интеллектуальным технологиям.
– Производство асфальтобетонной смеси идет исключительно по новым ГОСТам – это SP и SМА, – рассказывает заместитель директора по производству Виктор Глушенков. – Даже ранее известный щебеночно-мастичный асфальтобетон уже уходит в прошлое. Так, выравнивающий слой дороги в аэропорт положен по технологии SP 16 Т, а верхний слой – по SP 11 Т. Это принципиально новый подход в дорожном деле. Смеси получают с помощью объемно-функционального проектирования. Они подбираются и испытываются специалистами на новейшем лабораторном оборудовании. Единого подхода нет, все зависит от исходных материалов.
Здесь трудятся над изготовлением минерального порошка
Хоть липкий битум и не мед, но территорию завода облюбовали пчелы. Удивительно, но они так и вились между нашим экскурсоводом и фотокорреспондентом. Плюс ли это к экологической безопасности предприятия – судить не станем, но характерной для производства асфальта пыли, к примеру, здесь нет.
Наш собеседник долго и с увлечением рассказывает обо всех производственных тонкостях, о том, как в битумном вяжущем веществе перемешиваются полимеры, прогоняются через коллоидные мельницы, как смесь настаивается в течение 4-6 часов, перемешивается огромной мешалкой, чтобы не было расслоения полимеров, как через агрегат готовой смеси ссыпается в автомобили асфальт.
– Орская щебенка идеально нам подходит своей кубической формой, – объясняет Виктор Александрович. – В асфальте создается что-то типа каркасной структуры, в которой будут присутствовать разные фракции. Вот, к примеру, наглядный образ: если забить любое отверстие только кирпичами, будут щели, если только песком – все рассыплется.Задача создания нового типа асфальта в том, чтобы сформироватьего каркас: не слишком плотный, в меру мягкий, и воздушные пустоты тоже должны быть. Их определяемое ГОСТом количество – основной показатель качества. Эту модель асфальта и должны специально выработать в лаборатории.
Виктор Глушенков демонстрирует печь старения для битумного вяжущего вещества
Лаборант асфальтового завода ведет подготовку битума к испытаниям
В ней каждый аппарат тянет на несколько миллионов рублей. Если раньше в одном из филиалов компании на Биофабрике лаборатория умещалась в вагончике, то здесь и 150 квадратов мало. В строящемся здании еще не было ни верхних этажей, ни крыши, а лаборатория уже работала. Чтобы описать уникальность каждого прибора, дорогого и суперточного, и газеты не хватит. Но работу с ними доверяют любому любознательному выпускнику нефтяного техникума. Так случилось с бывшей студенткой Софией: она пришла, заинтересовалась и осталась. На одном агрегате при имитации 20 лет эксплуатации асфальт испытывается на долговечность, на другом проходит тестирование на колею.
Образцы асфальтобетонной смеси формируются в маленькие цилиндры
– Вот при цикле с определенной нагрузкой «машина проехала 1000 раз», – Виктор Александрович показывает чурбачок асфальта, – колея практически незаметна.
Таких асфальтовых цилиндров здесь сотни. Какие-то еще горячие, обжигают пальцы. Битумно-вяжущие смеси тоже ждут испытания: когда и при какой температуре и нагрузке они треснут. Аппараты все зафиксируют.
Заходим в операторский бункер, который Глушенков называет сердцем завода. Здесь за экранами компьютеров следят два специалиста. Они, по сути, и обслуживают все предприятие. Прохладно, чисто, но иногда ребятам приходится выйти и поработать кувалдой, отбивая слипшийся асфальт. Чаще все идет гладко. И других рабочих здесь немного, человек 20: двое – на производстве битумно-вяжущей эмульсии, двое – на мельнице, и так – на каждом из участков.
– У завода есть возможность работать круглосуточно при наличии большего числа персонала, – поясняет Виктор Александрович. – Мы ищем кадры, зарплата высокая, но народ не идет… Работа не из легких. Да, у нас сезонное предприятие, но и зимой ремонтно-профилактических работ хватит на всех.
А новые дороги, ради которых, собственно, и был основан завод, не покроются выбоинами по весне, а все дольше и дольше будут радовать орчан.
Юлия Замятина,
корреспондент
Сергей Пузырев,
фотограф