Отказываться от пластика нужно всем миром
Сегодня, 15 марта, отмечался Всемирный день прав потребителей, девизом которого стала борьба с загрязнением пластиковыми материалами.
Эта глобальная проблема требует скоординированных действий по всему миру, и ее решение зависит в том числе от каждого из нас.
– Необходимо повышать осведомленность покупателей и мотивировать их принимать более экологичные решения при покупке, – отметила специалист консультационного пункта для потребителей орского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» Юлия Кимеле. – Важен прежде всего рациональный подход: начать, например, использовать бумагу вместо целлофанового пакета, стеклянную бутылку вместо пластиковой. В законе РФ «О защите прав потребителей» закреплено право на то, чтобы товар при его использовании был безопасен не только для жизни и здоровья людей, но и для окружающей среды. В последнее время заметна работа программ утилизации, когда магазины принимают старую технику при покупке новой, чтобы не было необходимости просто выкидывать ее на свалку. Настолько же важно, чтобы люди постепенно привыкали к сортировке отходов.
Консультационный пункт для потребителей на базе орского филиала ФБУЗ «ЦГиЭ» был создан в 2009 году. Сюда приходят все те, кто в той или иной степени недоволен своей покупкой или оказанной услугой. Им помогают сначала правильно составить претензию для мирного урегулирования конфликта с продавцом, а затем, если потребуется, написать исковое заявление в суд. Все это профессионально и, что немаловажно, бесплатно для социально уязвимых категорий граждан (пенсионеров, людей с инвалидностью, студентов). Необязателен даже личный визит в учреждение. Достаточно позвонить, посоветоваться или записать текст под диктовку юрисконсульта.
Всего за 2020 год было проведено 840 консультаций. Это больше, чем в прошлые годы, и число обращений увеличивается. Несмотря на ограничения в пандемию, люди продолжали покупать холодильники, телевизоры, телефоны, пользовались медицинскими, финансовыми и страховыми услугами, устанавливали пластиковые окна и межкомнатные двери… Не обошлось без разочарований и, как следствие, прихода к специалистам для подготовки претензий. Были обращения и по туристическим вопросам. Это касается того самого периода, когда люди купили путевки, но не смогли выехать на отдых.
Настоящая проблема – доверчивость пенсионеров, которые готовы принять любую навязанную им услугу, будь то установка пожарного извещателя, ремонт фурнитуры окон, прочистка вытяжки и прочее. Бывает, что хозяйка квартиры не хочет никаких предложений, но исподволь соглашается с теми, кто постучал в дверь, подписывает акт выполненных, но ненужных работ, платит им немалые деньги или даже идет в банк снимать накопления.
– Проблема в том, что люди не читают документы, пункты договора, торопятся, если скажут расписаться под галочками, – подчеркивает Юлия Сергеевна. – Подводит излишняя доверчивость.
Специалистом регулярно проводятся телефонные тематические горячие линии и дни открытых дверей, а также выездные дни приема граждан не только в Орске, но и в Новотроицке, Домбаровском, Светлинском и других районах. С потребителями работают в МФЦ, учреждениях социальной защиты и библиотеках, проводят семинары, лекции в школах и колледжах, обучая молодежь, как можно добиться замены некачественного товара, раздают информационные памятки. Из-за пандемии объем встреч был снижен, но скоро возобновятся встречи с коллективами и общественными организациями.
Задать вопросы можно по телефону 26-91-08 или обратиться по адресу: переулок Нежинский, 3а.
Юлия Замятина,
корреспондент