Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
ЗдоровьеИнтервью

Больных туберкулезом в Орске фтизиатры знают поименно

Это заболевание, несмотря на успехи медицины в его диагностике и терапии, занимает среди инфекционных недугов первое место по смертности.

Сегодня отмечается Всемирный день борьбы с туберкулезом. И в гостях «ОГ» заместитель главного врача по лечебной части Орского противотуберкулезного диспансера Ирина Александрова.

 

– Ирина Павловна, вспомним, как пытались шутить в соцсетях в начале пандемии коронавируса. В том анекдоте кашляющий человек проходил обследование и выдыхал с облегчением, что оно показало не ковид, а туберкулез. Насколько вообще эти серьезные заболевания поддаются сравнению, пусть даже такому утрированному, и как больные туберкулезом пережили вспышки во время пандемии?

– Эти инфекции сравнивать сложно, ковид – заболевание нешуточное, и туберкулез – не менее серьезное. Ковид вызывается вирусом, туберкулез – бактерией. Коронавирус, безусловно, показал себя тяжелой инфекцией, от которой еще только начинают появляться лекарственные препараты. Он подавляет иммунитет, поражает все органы, а не только легкие, и негативно воздействует на состояние дыхательной системы, делая ее восприимчивой как раз к туберкулезу. Иммунитет, ослабленный одной инфекцией, хуже сопротивляется другой, поэтому пациенту, имеющему туберкулез и не знающему об этом, легче заразиться ковидом, а течение болезни будет в разы тяжелее. Туберкулезный процесс в свою очередь тоже обостряется. Были в нашей лечебной практике пролеченные больные, снятые с учета, но при перенесении коронавируса у них возникал рецидив: в рубцах в подавленном состоянии содержался живой микроб, а когда иммунитет падал, микроб поражал легкие. Очень важно выявить коронавирус у температурящих и кашляющих больных: при отрицательном тесте их направляют на рентген или КТ с последующей консультацией фтизиатра для более комплексного обследования. Часто после лечения от COVID-19 пациенты продолжали терапию туберкулеза уже у нас.

 

– Какова эпидемиологическая ситуация с туберкулезом в целом?

– Заболеваемость планомерно снижается уже несколько лет. В прошлом году в Орске она, например, уменьшилась на 13 процентов. В какой-то степени оказали влияние ограничительные меры, когда население чаще находилось дома, люди носили маски в общественных местах. Контакты с больными туберкулезом были сведены к минимуму. Но и профосмотры в полном объеме не проводились, в связи с чем можно предположить, что выявляемость увеличится, число больных туберкулезом несколько вырастет.

 

– Как развивается туберкулез – опять-таки в сравнении с ковидом?

– Туберкулезная инфекция развивается медленно, больной обычно этого не чувствует. Наблюдается лишь слабость, небольшая температура по вечерам, подкашливание, которое человек может связывать с курением. Пациент вовремя не обращается, а когда возникает более серьезная симптоматика, такая как потеря веса, серьезный кашель, высокая температура, процесс оказывается уже запущенным. К сожалению, есть больные, которые не проходили флюорографию по 5-10 лет. Работать с ними приходится долго, не один год, и не всегда есть гарантия излечения. Иногда туберкулез обнаруживался случайно на КТ, больного направляли к нам, мы делали комплексное обследование и, если подтверждали диагноз, госпитализировали. Ковид же протекает остро и быстро.

 

– Может ли организм приобрести палочку Коха от одного контакта?

– Сели, выпили всей компани-ей из одной бутылки, раскурили одну папиросу, посмеялись друг другу в лицо – в таких ситуациях вполне вероятно. Если у человека сильно снижен иммунитет, он часто устает после работы, голодный, в стрессе, то, вдохнув микробы, может заразиться. Если хороший иммунитет, человек может вообще никогда не заболеть.

Как нам говорили еще преподаватели в мединституте, каждый больной с открытой формой туберкулеза в год инфицирует до 30 человек в магазинах, маршрутке, на рынке, но заболевают среди них только 5-6.

 

– Сколько в Орске больных туберкулезом состоит на учете?

– По статистике – 422 человека, преимущественно в возрасте от 20 до 50 лет. Орск продолжает занимать одно из первых мест в области, у нас достаточно высокая распространенность. Нужно учитывать еще факт большого процента зараженных ВИЧ-инфекцией. Часть пациентов своевременно не обследуется, не принимает антиретровирусные препараты и из-за слабого иммунитета заболевает и туберкулезом. Способствуют развитию болезни и сахарный диабет, и хронические заболевания легких, и патологии желудка. Детей заражается 3-5 человек за год.

 

– Как фтизиатры контролируют своих пациентов, чтобы они получали необходимое лечение и не заражали окружающих?

– Всех своих больных и их родственников фтизиатры знают поименно – они под строгим контролем. Кто лечится, тот излечивается. Если больной противится, отправляем документы в прокуратуру и суд, а в первую очередь заставляем, уговариваем, пытаемся убедить. Пациенты находятся в стационаре столько, сколько это необходимо, может быть, 10 месяцев, даже год. Если прекратилось выделение бацилл и человек перестал быть заразным, продолжаем лечение амбулаторно в дневном стационаре в поселке Никель. Есть и устойчивые формы туберкулеза. Это происходит, когда пациент сегодня пьет таблетки, завтра не пьет. Важно не нарушать курс, рекомендованный врачом-фтизиатром. С лекарственным обеспечением нет проблем, все дорогостоящие препараты имеются в необходимом количестве. Но если пациент самовольно бросает лечение, считая себя здоровым, больше назначать прежние препараты уже нет смысла из-за устойчивости бактерий. Больной в этом случае обрекает себя на тяжелое течение заболевания. К терапии надо подходить дисциплинированно. Если туберкулез не поддается лечению, направляем на хирургические операции и высокотехнологичную помощь в Москве, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, а затем непрерывно наблюдаем и долечиваем пациента.

 

– Как быть в такой, к примеру, ситуации, когда заболел один из родителей, у которых маленький ребенок? Что делать коллегам по работе?

– Больного изолируют в больницу, вся семья и коллеги считаются контактными. Выходим проверять всех на работе и дома. Если здоровы, назначается превентивный курс лечения и дальнейшее наблюдение. Ребенок может быть направлен в противотуберкулезный санаторий в Оренбург или проживать со здоровыми родственниками. В очаге проводится дезинфекция, у нас свой дезотряд. Если ребенок заболел – госпитализируется в областной диспансер, в детское отделение.

 

– Порой родители отказываются от пробы Манту, вакцины БЦЖ в роддоме. Какая работа проводится медиками в этих ситуациях?

– Такие случаи единичны. Важно понимать, что медработники не имеют права отправить ребенка в детский сад, не будучи уверенными, что у него нет туберкулеза. Врачи-педиатры проводят разъяснительную работу.

 

– Хватает ли в Орском тубдиспансере врачебных кадров?

– Дефицит врачей существует везде. К нам несколько месяцев назад пришли два молодых специалиста, два целевика еще учатся.

 

– Каким оборудованием располагает учреждение для качественной диагностики туберкулеза?

– В стационаре имеется цифровой малодозный рентген-аппарат, УЗИ, имеется передвижная флюорографическая установка для жителей востока Оренбуржья.

 

– Какие рекомендации можете дать нашим читателям?

– Борьба с туберкулезом – дело общее. Вспомните, когда вы в последний раз проходили флюорографию. Настоятельно советую следить за собственным здоровьем и вовремя обращаться к врачу. Остальные методы профилактики просты: вести здоровый образ жизни, правильно питаться и спокойно реагировать на стрессы.

 

СПРАВКА ОГ

С 22 до 25 марта в тубдиспансере проводятся дни открытых дверей для всех желающих пройти рентген-диагностику. По номерам горячей линии 26-61-08, 26-60-40, 26-65-20 можно задать актуальные вопросы по туберкулезу. В этот период пройдет акция «Белая ромашка» в учебных заведениях.

 

Юлия Замятина,

корреспондент

Spread the love
Click to listen highlighted text!