Наш сын – суворовец
Многие скептически относятся к тому, чтобы отдать своего ребенка в учебное заведение закрытого типа (суворовцы живут на казарменном положении), поскольку не знают, что происходит за закрытыми дверями, да и вдруг учебу не потянет. Аргументов много.
Другие, напротив, уверены, что именно здесь из мальчика воспитают настоящего мужчину и он обязательно справится с нагрузками. На перепутье в 2017 году стояла и семья Герман из Орска. Сын Владислав на тот момент окончил 4 класса в школе № 17. Как раз наступило время для поступления в кадетку. Окончательную точку в возникшем вопросе поставило знакомство с мамой выпускника Ульяновского гвардейского суворовского военного училища.
– Ее сын окончил там 11 классов, а нам как раз настало время поступать, – рассказывает Татьяна Герман. – 12 лет – самый подходящий возраст,когда из мальчишек можно лепить настоящих мужчин, защитников. Как оказалось, таких учебных заведений много по России. К сожалению, об этом очень мало информации. Мы решили попробовать поступить в Ульяновск. Некоторые родственники осуждали: как можно выкинуть ребенка, отдать неизвестно кому, как он будет выживать?.. Мы же не в детдом его отправляли. В Суворовском училище дают хорошее воспитание и прекрасное образование. Зато сейчас, когда увидели результат, многие интересуются.
Для успешного зачисления требовались отличные знания по пяти предметам: русский, математика, физкультура, английский, психология. Плюс серьезная медицинская комиссия. Конкурс на тот момент составлял 3-4 человека на место. Не много, но и не мало.
– В августе нам пришел приказ министерства обороны о зачислении, – вспоминает мама. – Собрались и отвезли ребенка в училище. Сколько было пролито слез, пережито эмоций со всех сторон. Одно дело – дети военных, которые привыкли жить в установленном порядке, все по струночке. И наш – обычный парень, выросший в заботе мамы и папы. А теперь-то нас рядом не будет.
– Поначалу ничего не осознавал, – делится Владислав Герман. – Суета вокруг. Все бегали, кричали. Я шел за толпой. Постепенно стало понятно, как жить по уставу. Не зря говорят, что он написан кровью. Учеба в училище сильно отличалась от школьной. В первую очередь это дисциплина, ответственность не только за свои поступки, но и за товарищей.
В одной казарме бок о бок проживало восемьдесят юных суворовцев. Разные по характеру и образу мысли мальчишки первое время не все находили общий язык. Часто ругались, дрались, выясняли отношения. Со временем, немного повзрослев, сплотились и стали друзьями. Даже больше – братьями. К финишу пришло 63 человека. Одни уходили по собственному желанию, другие вынужденно, по состоянию здоровья. Нашему герою вдали от дома тоже оказалось непросто. Однако для настоящего бойца дороги назад нет. Тем более что родители всегда поддерживали.
– На собрании мы познакомились с ротным, и первое, что он нам сказал: «Первый год дети будут плакать вам в трубку, но вы – кремень. Пропускаете все мимо ушей и настраиваете ребенка на учебу. Вы сюда сами пришли, мы вас не звали», – рассказывает Татьяна. – Так и получилось. 5-6 класс Влад звонил, рыдал, просил забрать его домой. Потом освоился. Мы с ним уроки по телефону вместе делали, сочинения писали. Списывать из интернета нельзя, это сразу определялось. У курсантов оказались очень хорошие воспитатели, которые держали их в ежовых рукавицах. Лучшие показатели взвода. Первые по успеваемости и по спорту. Суворовцы более осмысленно относятся к жизни. Появляется ответственность, уважение к людям. Дисциплина приносит положительные результаты.
Общеобразовательная программа давалась более углубленно. Ведь в Суворовском училище готовят не просто рядовых солдат, а будущих командиров, с перспективой поступления в высшие военные учебные заведения. Большое внимание уделялось начальной военной подготовке. Ребята в совершенстве осваивали стрельбу, строевую подготовку, боевые искусства и многое другое. Распорядок четкий, неизменный и обжалованию не полежит.
– Подъем в шесть сорок. Зарядка в любую погоду проходила на улице. Пропустить это спортивное мероприятие недопустимо, – докладывает Владислав. – Затем утренние водные процедуры, уборка кроватей, построение. Командир проводит внутренний осмотр и доводит до ребят планы на день. Выдвигаемся на завтрак, а в 8.35 начинается первый урок. Занятия, как в школе: урок – 45 минут, перемена – 10. В 12.05 обед, и снова на уроки. 16.00 – полдник. Далее все расходятся по другим делам: готовиться к олимпиаде или на спортивные тренировки. В 18.00 начинается самоподготовка, после делаем домашнее задание. Каждый знал, что будут на следующий день спрашивать, поэтому нас никто не заставлял. Спать, отвлекаться и даже качаться на стуле нельзя. Учишь, пишешь и запоминаешь. После ужина – еще 2 часа самоподготовки. Потом построение на вечернюю поверку. Это ритуал в армии, который тоже нельзя пропускать. Офицер пофамильно зачитывает список нашей роты. К девяти вечера наступает личное время. Длится оно около часа. При этом шалить, бегать и хулиганить запрещено. Можно позвонить родителям, пообщаться между собой, поиграть в шахматы. В 22.30 мы ложились спать. И так каждый день 7 лет подряд.
В девятом классе Владислав окончательно осознал, что хочет стать военным. Стремился хорошо сдать экзамены, уделял учебе максимальное количество времени. Иногда просыпаться приходилось в 5 утра и ложиться поздно вечером. Самыми сложными ему показались первый и последний годы обучения. Если в начале он с трудом привыкал к самостоятельности, то в конце наступил самый ответственный момент – успешно сдать ЕГЭ и не ошибиться с выбором высшего учебного заведения. В данный момент известна только часть результатов. По физкультуре суворовец набрал максимальное количество баллов. Медицинские показатели позволяют лететь в космос. А чувства подсказывают, что все обязательно получится, как задумано. Мама гордится сыном и с трепетом вспоминает годы учебы. Как было сложно и в то же время интересно.
– Дорога до Ульяновска занимала на машине 12 часов, иногда и 15. На поезде добираться двое суток, – говорит Татьяна Герман. – Мы считали дни до встречи. Только привезешь сына на каникулы, чемодан распакуешь, вещи перестираешь – и пора собирать его обратно. С шестого по восьмой класс Влад переживал переходный возраст. Очень скучал по дому, капризничал, не учил уроки. Ротный регулярно звонил и говорил: «Принимайте решение: или учиться, или уходить». Сын принял решение учиться, и каждые три недели я ездила к нему. В четверг уезжала из Орска и в понедельник возвращалась назад. Приходилось ночевать на вокзале, ведь прямой дороги до Ульяновска нет. А сколько съемных квартир было! В субботу забираю его из училища, мы гуляем по городу, проводим время вместе, в воскресенье возвращаю его назад. Вот такой круговорот. Сейчас все это закончилось. Приехали домой, поставили чемоданы – и все. Не нужно возвращаться назад. Непонятно, как мы будем жить без этой суеты? По привычке переписываемся в мессенджере. Раньше, когда домой забирали ребенка, писали, что доехали, все хорошо. Командиры потом отчитывались за всех приезжих. В этот раз после выпускного бала тоже отписались в чат. Хотя никто уже не спрашивает, ведь мы выпустились. Грустно расставаться.
Суворовское училище – место волшебное, где дети проживают жизнь взрослых военных. У них свои правила, свои радости и разочарования, своя семья и свое, особое детство. Нет доступа в интернет, соблазнов попробовать алкоголь или выкурить первую сигарету. Это все на пользу, согласятся многие родители. Из развлечений порой только бумажный шарик, обмотанный скотчем, который ребята дружно и весело гоняли по казарме. Конечно, не все так строго и официально. Курсанты часто посещают театры, музеи, парки, различные культурные мероприятия. Во время увольнительных можно было посмотреть достопримечательности города. Зато здесь Владислав вырос, стал настоящим мужчиной, научился прыгать с парашютом, дерзать и ничего не бояться. Получив прекрасную путевку в будущее, он не намерен ее упускать.
В свои 18 лет парень не просто серебряный медалист, но и обладатель второго взрослого разряда по ММА, третьего – по пулевой стрельбе. Суворовец Герман отличился в региональных соревнованиях по рукопашному бою, легкоатлетической эстафете и получил водительские права. Впереди его ждет блестящая военная карьера.
– Не вижу себя на гражданке, – делится выпускник. – Я уже привык к командам «Становись!», «Смирно!». Все это стало частью меня.
– Надо же кому-то Родину защищать, – дополняет мама.
В семье подрастает еще один сын, который планирует пойти по стопам брата. Он уже побывал в училище, научился шить, гладить, стирать носки. Перед его глазами отличный пример, а значит, будет к чему стремиться.
Наталья Тимонина,
корреспондент
Фото из семейного архива семьи Герман