Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
День ПобедыИнтервью

84-летний орчанин Алексей Большаков принимает участие в движении «Бессмертный полк»

Каждый год в День Победы он выносит их в палисадник у своего дома – тяжелые деревянные рамы с выцветшими фотографиями и фронтовыми документами под стеклом: так Алексей Давыдович Большаков принимает участие в движении «Бессмертный полк».

– Пока жив, так и будет, я поклялся своим погибшим! – твердо говорит 84-летний ветеран труда.

И с болью рассказывает о трагических судьбах отца, брата и других своих родственников, которые не вернулись с Великой Отечественной войны. Старшего брата он не видел ни разу. Александра Большакова, 1920 года рождения, сразу по окончании фельдшерско-акушерской школы города Чкалова в 1939 году призвали в армию. Алексей родился 12 марта 1938 года, и на тот момент ему едва исполнился год. О короткой, но героической жизни брата свидетельствуют официальные документы: «21 мая 1943 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии старший лейтенант Большаков Александр Давыдович награжден орденом Красной Звезды». А 6 декабря 1944 года командир батареи 80-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона погиб, освобождая Венгрию. Не дожил до Победы всего несколько месяцев. Матери, Февронье Андреевне, прислали удостоверение к ордену Красной Звезды сына, все в крови. А позже пришло и извещение о его смерти.

Отец, Большаков Давыд Филиппович, 1900 года рождения, глава большой семьи, ушел на фронт в 40-летнем возрасте. Сразу попал в самую гущу сражений под Москвой. Семья получила от него одно письмо. А потом связь пропала. На запрос жены из части ответили: «Ваш муж был тяжело ранен и отправлен в госпиталь под Смоленском». Больше никаких вестей от солдата не пришло. Так и числится до сих пор, как и миллионы советских людей, погибших в разбомбленных эшелонах, по пути следования в часть и т. д., без вести пропавшим.

Февронья Андреевна осталась одна с четырьмя детьми. Семья жила в селе Кизлаир Саракташского района Оренбургской области. В 1944 году Алексей пошел там в школу, в первый класс. А когда закончил семилетку, то решил учиться дальше. Ближайшая школа находилась в 30 км, в Черном Отроге. Осенью мальчик добирался туда на велосипеде, а зимой ходил пешком. И дома бывал только раз в месяц: мама стирала одежду, прожаривала ее от вшей. Потом сын снова уходил. Жил на квартире. Сначала у бывших односельчан, в большой семье. Спал вместе с детьми хозяев на полу. Люди жили тогда дружно и друг другу помогали.

– Однажды получилось так, что хлеб у меня закончился, и у мамы его не было, – вспоминает Алексей Давыдович. – Хозяйка квартиры, у которой я тогда остановился, спросила, не брат ли я Александра, с которым она училась. Я ответил утвердительно. Она похлопотала в райсобесе, и мне выделили 150 рублей. На них и доучился.

В школе Черного Отрога Алексей познакомился с Виктором Черномырдиным. Воспоминания о нем остались самые хорошие. Будущий государственный деятель высокого ранга любил пошутить, отличался доброжелательностью, активностью и общительностью. Демократично он вел себя и потом, на встрече выпускников, уже 50-летних.

Алексей Давыдович Большаков отнесен по статусу к группе детей войны. Но сам он называет это поколение «кормильцы страны». С самого юного возраста подростки трудились в полях, у станков. Часто и спали тут же, чтобы не тратить время на дорогу домой. Вынесли на своих неокрепших плечах все тяготы военного времени. И не только не сломались, а закалились духом, сохраняя высокие моральные качества на долгие годы.

В 1961 году Алексей уехал работать комбайнером в Иркутскую область. Трудился с азартом. Не думал о сне и отдыхе. И цифры его личных побед пополняли сводки, похожие на фронтовые. Тогда они так и назывались: битва за урожай. Советские люди были воспитаны активными сотворцами, «строителями коммунизма». И горячо верили в идеалы. Алексей Давыдович до сих пор остро переживает факт распада СССР.

– Мы – наследники победителей! А сами себя разрушили, наше великое государство, за которое отцы и братья отдавали свои жизни, – сетует он.

И пытается сделать все, что в его силах, чтобы справедливость, как он убежден, восторжествовала: пишет письма в государственные органы, высказывает свою точку зрения и мечтает, чтобы к 80-летию Великой Победы мощная держава еще более укрепилась в союзе с дружественными государствами. Читает и цитирует Георгия Константиновича Жукова. И возмущается, когда видит, как сносят на Украине памятники советским освободителям, в том числе Маршалу Победы. Переживает, не уничтожат ли сейчас, в разгар политического противостояния, мемориальную доску его старшего брата Александра. Долгие годы семья искала место его захоронения. Внук, Алексей Валерьевич, отправлял запросы в министерство обороны РФ и его представительство в Венгрии. Только в 2019 году пришло письмо: «Имя старшего лейтенанта Большакова Александра Давыдовича увековечено на мемориальной плите в городе Сигетваре, где он был похоронен с воинскими почестями».

Каждый день Алексей Давыдович с волнением смотрит новости. Ему, проживающему долгую жизнь, не хочется верить, что братский народ строит свой мир, переполненный фашистской символикой и преклонением перед образом жизни нацистов рейха. «Как такое вообще стало возможным?» – недоумевает ветеран. Вспоминает, как в 1972 году был в гостях у родственников жены в Молдавии. На обратном пути проезжали через Украину. И нигде не было никакой вражды. Наоборот, дружелюбие, гостеприимство, взаимопонимание. Алексей Давыдович убежден, что россиянам необходимо сплотиться вокруг своего президента. Хранить свое достоинство и честь государства. Противостоять недругам. И тогда новые испытания будут пройдены победно! Как и подобает потомкам героев.

Ирина Реутова,

корреспондент

Spread the love
Click to listen highlighted text!