Артерии большого региона
Дорожную сеть часто сравнивают с кровеносной системой. Если она не в порядке, под угрозой здоровье человека. Так же и с дорогами. Они во многом определяют и состояние экономики, и качество жизни.
Поэтому значение национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» сложно переоценить. В Оренбуржье он стартовал в прошлом году и более чем успешно. Было отремонтировано почти 240 км дорог.
О перспективах развития дорожной отрасли Оренбуржья нам рассказал заместитель председателя правительства области, министр строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Александр Полухин.
– Александр Валерьевич, прошлый год для дорожников выдался удачным. Но впереди ведь еще более масштабная работа?
– 2019 год для нас был успешным в реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», мы выполнили все показатели. Однако следует представлять масштаб проекта. Напомню: он рассчитан до 2024 года, и необходимо не сбавляя темпов работать и далее четко, согласованно, эффективно.
Очень важно, что его финансирование уже заложено и в федеральном бюджете, и в нашем, региональном. На нынешний, 2020-й год у нас на реализацию данного нацпроекта направлено более 4 миллиардов рублей. Из них 1 миллиард 884,5 миллиона – на приведение в порядок дорог регионального межмуниципального значения вне агломераций, а2 миллиарда 118 миллионов рублей – на приведение в нормативное состояние дорожной сети Оренбургской и Орской агломераций, куда, помимо Орска, входят еще Гай, Новотроицк и, конечно, все прилегающие дороги.
– Деньги колоссальные. А каково соотношение федеральных и областных средств?
– Если мы посмотрим на расклад, то из четырех миллиардов 1 миллиард 393 миллиона – это деньги федерального бюджета, а 2 миллиарда 609 миллионов – это средства консолидированного бюджета Оренбургской области. Цифра говорит о том, какое значение дорожной сети и приведению ее в нормативное состояние придает правительство региона и непосредственно наш губернатор.
Мы должны были к федеральной составляющей добавить столько же наших региональных средств, но, понимая состояние дорожной отрасли, и в первую очередь состояние муниципальных дорог в двух агломерациях, было принято решение эту сумму увеличить в 2 раза. В 2020 году на Оренбургскую агломерацию направлен 1 миллиард 650 миллионов рублей, а на Орскую – 468 миллионов.
– Но важно, чтобы деньги были освоены не только вовремя, но и максимально эффективно!
– Мы проделали большую подготовительную работу. Начали ее еще в июне прошлого года. По национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» мы защитили все проекты нашей региональной дорожной сети в Федеральном дорожном агентстве, провели все конкурсные процедуры, довели все положенные средства, заключили все соглашения.
Отмечу, что все торги у нас осуществляет Центр организации закупок, который непосредственно подчиняется министерству экономического развития региона. Это нововведение прошлого года. Так что все торговые процедуры по 44-му Федеральному закону у нас едины, и проводит их правительство области, а не городские или районные администрации. Это позволило нам получить разумную экономию на торгах.
Благодаря тщательной подготовке уже в декабре были определены все подрядные организации. Это позволило нам на 2-3 недели раньше приступить к дорожному ремонту.
– Несмотря на то что проекты согласованы, объемы определены и работа вовсю идет, параллельно происходит корректировка в сторону увеличения числа объектов. В том же областном центре сначала было 20 участков, а теперь их порядка 70.
– Мы подготовились так, что у нас уже есть перечень улиц и дорог, из которого можем брать, скажем так, приоритетные. Как только видим, что нам будут доведены конкретные средства либо из федерального, либо из регионального бюджета или дорожного фонда, мы идем к губернатору на защиту очередного проекта.
Мы стараемся, чтобы дополнительные денежные средства постоянно были в обороте. Но прекрасно понимаем, что количество должно соответствовать качеству. Нужно учитывать и временной фактор. Мы же не хотим, чтобы весь областной центр был постоянно раскопан! Важно быстро сделать и перейти на другие объекты.
К тому же у нас, помимо областного центра и Орской агломерации, большой объем по региональной дорожной сети. И нужно распределить все силы подрядных организаций так, чтобы они с одной стороны выполнили весь объем работ в срок и качественно, а с другой – чтобы не захлебнулись в этих объемах.
– Насколько нам известно, ремонт не будет ограничен только дорожным полотном, будет реконструирована и прилегающая территория?
– Давайте разделим эти работы на две составляющие. Первая – это то, что касается реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», то есть непосредственно ремонта дорожного полотна. Но по положениям нацпроекта работы по обустройству прилегающей территории не предусмотрены. Поэтому правительством области, как и в прошлом году, было принято решение выделить дополнительные субсидии муниципалитетам.
В этом году они составят 900 миллионов рублей. Эти деньги пойдут на обустройство ограждений, тротуаров, бордюров, так называемой технической полосы, также на посадку деревьев или кустарников, столбы освещения, светофоры. На данные мероприятия Оренбургу было добавлено еще 345 миллионов рублей. В целом областному центру в этом году выделили 2 миллиарда 595 миллионов рублей.
– Подобный подход касается не только областного центра, но и других муниципальных образований. Это наше ноу-хау несомненно радует жителей. И продолжая разговор о новых подходах, хотелось бы затронуть тему современных технологий, которые используют сегодня дорожники.
– В прошлом году мы уже начали применять технологии объемного проектирования состава асфальтобетонной смеси. Она позволяет рассчитывать асфальтобетонную смесь с учетом местных условий, в том числе перепадов температур для каждой конкретной территории, интенсивности движения и веса транспорта на том или ином участке дороги. В Главном управлении дорожного хозяйства Оренбургской области есть сертифицированная специализированная лаборатория, которая имеет возможность подобрать асфальтобетонную смесь не общего формата, а под каждую конкретную дорогу. Этот метод мы используем в первую очередь на региональных и федеральных дорогах. Но в Оренбурге и Орской агломерации на больших трассовых магистралях мы также будем его использовать – это одно из требований национального проекта.
– Чтобы эффективно использовать современные технологии, необходимы и качественные материалы. А не секрет, порой бывает так: чтобы получить выгодный контракт, подрядчик занижает стоимость своих работ. А потом начинает экономить на материалах, технологиях, что в итоге сказывается на качестве.
– Как я уже отмечал, на торгах мы добивались разумной экономии, порядка 7-8 %.
А что касается приемки выполненных работ, то тут контроль очень жесткий. Это и Федеральное дорожное агентство России, это непосредственный распорядитель и держатель данного пакета – Главное управление дорожного хозяйства области, и администрация муниципалитетов, где ведутся работы, и, разумеется, наше министерство. Так что комплекс проверочных мероприятий большой, и это позволяет добиваться от подрядчика качественных результатов.
Мы строго относимся к гарантийным ремонтам. Так, ситуация по Орску. Подрядная организация уверяла, что у них все хорошо, а наша межведомственная комиссия вынесла предписание, что работы были выполнены некачественно. Подрядчику пришлось за свой счет исправлять огрехи.
– Надеемся, в будущем такого не случится. Тем более что дорожники вышли на объекты уже в мае, тогда как в недавнем прошлом в это время еще только начинались торги, определялись подрядчики. Нынешний подход не может не радовать и вселяет уверенность, что все запланированные работы будут выполнены в срок. По вашим прогнозам, когда будут завершены работы, запланированные на 2020 год?
– Для себя мы ставим срок окончания работ – 15-30 октября, в зависимости от территории. Но максимально мы хотим все дорожные работы завершить до 1 сентября.
Сергей Рассказов,
специальный корреспондент
СПРАВКА «ОГ»
В 2020 году в рамках нацпроекта в Оренбуржье планируется отремонтировать более 200 километров дорог. Исполнителем значительной части контрактов стало ГУП «Оренбургремдорстрой».
В частности, предприятие проведет ремонт участков региональных трасс: Орск – Домбаровский – Светлый протяженностью 17 км; Орск – Шильда – граница Челябинской области в Новоорском районе (это два участка общей протяженностью
22,2 км); Гай – Ириклинский и Энергетик – Ириклинский в Гайском городском округе – порядка
20 км; Илек – Ташла – Соболево в Ташлинском районе – 15 км; Бугульма – Бугуруслан – Бузулук – Уральск в Бугурусланском районе – 13 км; Новоорск – Энергетик в Новоорском районе (четыре участка общей протяженностью 14 км).
В текущем году ГУП «Оренбургремдорстрой» проведет капитальный ремонт участка автомобильной дороги Секретарка – Дымка в Северном районе протяженностью 16 км. Контрактом предусмотрен не только капитальный ремонт дороги, но и последующее содержание до декабря 2026 года.
Также в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» ГУП «Оренбургремдорстрой» примет участие в ремонте объектов улично-дорожной сети в Орской агломерации.