Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
ИнтервьюОбразование и наука

Чем больше имеешь, тем больше отдаешь

В начале марта орчанка Елена Шумакова победила на областном этапе всероссийского конкурса «Лидер XXI века». Вместе с мужем они ведут школу вожатского мастерства «Солнечный остров» во Дворце пионеров и школьников.

Победы на конкурсах разного уровня для них и их воспитанников – привычные реалии жизни. Елена сейчас находится в деловой поездке. И рассказать об их работе мы попросили Антона.

 

– Что дают конкурсы?

– Задача изначально не выиграть, а получить новый толчок к развитию. Конкурс дает понимание, что ты не лучший. Среди участников столько успешных людей с интересными идеями! Мы считаем: если хочешь изменить мир, то надо смотреть на вещи глобально. Будешь воспринимать узко – и результат получится небольшим. Так же и с конкурсами.

 

– Как руководители школы вожатых, вы ведете тех, кто ведет за собой. Формировать из подростков лидеров – почему выбрали именно это направление в педагогике? Может быть, есть более спокойные?

– Мы занимаемся еще развитием школьного движения, другими интересными проектами. А спокойных направлений не бывает. Они все – огромнейший труд. И если ты им не горишь, то будет трудно. Для нас важно не только научить детей вожатскому мастерству, но и дать им представление о профессии учителя. Чтобы выбор был осознанным и не пришло разочарование после окончания вуза. Чаще всего ребята приходят со словами: «Нам понравилось в лагере, и мы хотим быть вожатыми!» Но потом часть из них понимает, что это не просто тусовка и весело, а гораздо глубже. А кому-то педагогика вообще не подходит. В итоге все приводит к правильному решению. Даже если ребенок не станет учителем, полученные знания помогут ему в коллективе, в семье. Умение слушать и слышать другого, понять и донести свои мысли – ценные качества. Но не у всех они сформированы изначально. Еще одна распространенная проблема: дети стесняются проявлять себя и принимать чужую позицию. На помощь приходят диспуты. В них подростки учатся аргументированно отстаивать свою точку зрения. Мы создаем среду, в которой помогаем их формированию. Конечно, дети обращают внимание на наши слова, поступки, но важнее общая атмосфера в коллективе. Если она комфортна, то ребенок остается.

Антон и Елена Шумаковы проводят городскую командную игру среди школьников «Самолет Победы». Фото из архива Дворца пионеров и школьников Орска

 

– Наверное, вы из учительских семей и с детства мечтали работать с детьми?

– Нет, у нас с Еленой почти все родственники работали на заводах. Увлечение педагогикой началось с меня. А мальчишкой я хотел стать военным. При этом каждое лето проводил в лагере «Дружба». И когда в 16 лет предложили поработать вожатым, не отказался. Меня поставили на отряд ровесников. Тот первый опыт не был удачным. В следующую смену я попросился в младший отряд. И все встало на свои места. Я начал понимать свои задачи.

По окончании школы поступал в военное училище, но медкомиссию не прошел. Тогда решил защищать Родину с другой стороны – и поступил на юридический факультет. После 1 курса узнал о существовании Российских студенческих отрядов (РСО), прошел обучение. И все лето проработал в Анапе, во Всероссийском детском лагере «Волна». Было очень трудно. Детей много, а на отряд положено только 2 вожатых, без воспитателей. В то лето я изменил отношение к детям – оно стало более реалистичным. Почти в каждой детской душе есть свои сложности, которые нужно помогать преодолевать, но ни опыта, ни знаний не хватало. Осенью прошел обучение и начал разрабатывать лекции для вожатых. Тогда же был создан в Орске Студенческий педагогический отряд («СПО 24 часа»). Сейчас ему уже 10 лет. На тот момент я стал считать, что ошибся в выборе профессии, и юриспруденция – не мое. Решил поступать на журфак. Хорошо сдал русский язык и литературу, хотя опыта ЕГЭ у меня не было. А потом провалил историю! К своему большому удивлению, так как сдал ее при поступлении на юридический.

 

– Может быть, это была воля судьбы?

– Скорее, самоуверенность сыграла злую шутку. Я продолжил учиться на юридическом и ездить на лето в детские лагеря. На третьем курсе стал разрываться: начала нравиться юриспруденция, но и вожатское движение захлестнуло. Появились практические наработки, успехи в конкурсах. В 2013 году, по окончании юридического факультета, я повез отряд на Черное море. В лагере работали только орские сотрудники. Осенью приехали, и я узнал, что призван в армию. Уже оказался годен. Наверное, был даже рад, раз здоровье стало улучшаться. Через год пришел из армии и понял, что юридических знаний потерял за это время много. Мы уже жили с Еленой и пробовали себя на разных работах. В 2015 году, к счастью, появилась возможность устроиться воспитателями в мой любимый лагерь «Дружба». В этом же году я занял в «Артеке» второе место. На базе лагеря мы, уже как сотрудники Дворца пионеров, организовали практику для школьников, которые хотят стать вожатыми. В том же 2015 году поступили с Еленой в ОГТИ, на факультет педагогики и психологии.

 

– Какими качествами должен обладать вожатый?

– Прежде всего коммуникабельностью. Трудно представить педагога, не способного контактировать с учеником. Еще я назвал бы умение доверять. Ты показываешь свое доверие. Ребенок откликается. Сам начинает доверять. И становится раскованнее, общительнее, больше верит в себя. Вожатый – это лидер. Вопрос в том, какой. Хватит ли компетенции, какие у него моральные принципы? Сможет ли сочетать на первый взгляд противоположные качества – легкость и ответственность, креативность и организованность? Чувство юмора, близость к ребенку и умение повести его за собой, при этом не ставя себя выше.

 

– Подростковый возраст считается сложным. И для самого юного человека, и для взрослых в его окружении…

– Бывает, что в ребенке ощущается внутренняя обида. Лежит тяжким грузом на сердце. В начале года мы всегда проводим «Безобидный тренинг». Работаем с понятием «обида». Что это? Наши ожидания, которые кто-то не оправдал. Мы ждем одного, а человек поступает иначе. Мы обижаемся. Но почему он должен поступать так, как нам хочется? Обида не оправданна. И когда дети с этим разбираются, то становится значительно проще и легче. Всем.

 

– Как проявляют себя ваши воспитанники на практике?

– Лето меняет все. Когда 24 часа находишься вместе, невозможно казаться не тем, кто ты есть. Идет проверка на прочность и готовность к профессии. Дети становятся ближе, и если остаются друзьями, то настоящими. Вообще, в профессиях «человек – человек» результат нельзя предсказать. Вкладывая свою душу в ребенка, ты надеешься, что сформируется личность в соответствии с твоими мечтами. В педагогике идеализм и юношеский максимализм всегда присутствуют. Но ведь важно, чтобы человек был прежде всего самим собой – уникальным.

 

– Говорят, чтобы понять детскую душу, педагогу и самому нужно быть немного ребенком.

– Эта профессия близка к детству. Она позволяет взрослому оставаться открытым миру, все время развиваться и успевать за постоянно меняющейся жизнью. Мы стараемся знать интересы и предпочтения детей, быть в курсе молодежных трендов. И при этом не поучать, а выводить в другое русло через их форму. Пока это у нас получается.

 

– В чем черпаете силы, вдохновение?

– В детской благодарности, отдаче, эмоциях. Дети умеют выражать их открыто. Ты чувствуешь сразу их уважение, внимание. Когда получаешь обратную связь, то понимаешь, что все было не напрасно. И самое дорогое для нас, когда видим по поступкам, что дети воспринимают наши знания и потом применяют их в жизни.

 

– Какие у вас планы?

– Планов много. Надеемся, что дистанционные занятия уйдут в прошлое. Сложно создать общую атмосферу, когда каждый ребенок находится в своей комнате. У нас с Еленой есть совместная работа и отдельные друг от друга проекты. Но это все в связке. У меня часто происходит всплеск идей. А Елена мастерски выстраивает процесс. С четким пониманием, как все должно происходить.

 

– Это взаимодополнение помогает вам в жизни?

– Это составляет нашу жизнь.

Ирина Реутова,

корреспондент

 

Справка «ОГ»

АНТОН ШУМАКОВ

Методист Дворца пионеров и школьников Орска. Награжден Почетным знаком за вклад в развитие студенческих отрядов РФ. Лауреат премии президента РФ за победу во Всероссийском конкурсе специалистов в сфере детского отдыха и оздоровления (МДЦ «Артек») и международной встречи «Вожатский круг 2018». Победитель конкурса профессионального мастерства РФ «Сердце отдаю детям» и конкурса «Золотая молодежь Оренбуржья 2017» в номинации «Лучшие в профессии». Занесен на городскую Доску почета в 2019 году.

 

ЕЛЕНА ШУМАКОВА

Педагог-организатор Дворца пионеров и школьников Орска. Награждена Почетным знаком за вклад в развитие Российских студенческих отрядов. Победитель областного конкурса профессионального мастерства «Парус детства» и конкурса «Золотая молодежь Оренбуржья 2018» в номинации «Лучшие в профессии». Координатор ежегодного городского конкурса «Классная школа». Финалист всероссийского конкурса «Лига вожатых».

Spread the love
Click to listen highlighted text!