Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
ВластьИнтервьюОбщество

Что ждет Орск в ближайшие восемь лет?

15 января 2022 года завершаются общественные обсуждения проекта стратегии развития Орска до 2030 года, которая определяет векторы развития города на ближайшее время.

Какими они будут, можно понять, проанализировав документ. А мы задали возникшие вопросы заместителю главы города по стратегическому планированию, развитию малого и среднего бизнеса Елене Ашировой.

– Елена Раифовна, чем предлагаемая стратегия развития Орска до 2030 года принципиально отличается от ранее существовавшей стратегии-2020?

– Принципиальных отличий в проекте новой стратегии нет. Ведь это документ развития одного города. Но, конечно, она не повторяет прежнюю стратегию.

В стратегии развития Орска до 2030 года мы постарались выделить главное.

Во-первых, в основу по-прежнему заложена главная стратегическая цель – улучшение качества жизни орчан. При этом внесено уточнение, за счет чего планируется это сделать: за счет формирования комфортной городской, социальной и предпринимательской среды.

Во-вторых, была определена миссия города: Орск – центр притяжения жителей Восточного Оренбуржья.

Мы сократили перечень показателей и постарались выделить те, которые позволят наиболее точно определить достижение главной стратегической цели и миссии города. Ну и, наверное, стоит отметить, что в стратегии-2030 мы постарались уйти от излишней детализации показателей предприятий, их прогнозов, программ и прочей информации, которая находит свое отражении в иных документах стратегического планирования. Ведь стратегия формирует базовый вектор развития и сосредоточена на ключевых, наиболее перспективных направлениях, выявленных в ходе анализа потенциально сильных и слабых сторон города и возможных сценариев развития.

 

– В проекте заложено два сценария развития Орска, но различие их в основном зависит от внешних факторов, уровня инфляции и размера регионального бюджета. Какой вариант, на ваш взгляд, более реален?

– Да, стратегия-2030 предполагает два сценария. Один из них – инерционный. Он является наихудшим потому, что предполагает реализацию только части запланированных проектов в связи с ухудшением социально-экономических условий муниципального образования «Город Орск» в целом. Это вялотекущие процессы реформирования экономических отношений, пассивное отношение к будущему муниципального образования со стороны субъектов управления и населения. Основное внимание при данном сценарии должно уделяться сферам, обеспечивающим необходимые условия жизнедеятельности, в первую очередь, социальной сфере и системе ЖКХ.

Как ни грустно, но такой сценарий развития мы должны предположить. Потому что и внешние факторы (политические, экономические, социальные, экологические), и размер регионального бюджета могут сильно изменить ход развития города. Город в бюджетном отношении дотационный. Реализация очень многих направлений и задач, которые ложатся в основу нашей миссии и достижения главной стратегической цели, во многом зависят от состояния регионального бюджета, вливаний в бюджет города средств на реализацию программ и проектов.

Второй сценарий, и он предпочтительный, это планомерное достижение целевых показателей. Мы не говорим о каком-то резком скачке в развитии города. Ставка делается на сбалансированное развитие территории, повышение качества городской среды, развитие торгово-сервисного и культурно-досугового сектора, улучшение качества предоставляемых услуг, создание комфортных условий для развития бизнеса и привлечения инвесторов. Существенным условием является стабильный рост доходов регионального и местного бюджетов, который позволит реализовывать программы и проекты, направленные на развитие городской среды, модернизацию коммунальной и жилищной инфраструктуры, развитие объектов социальной инфраструктуры. И надо отметить, что глава города и команда администрации нацелены на реализацию именно такого сценария развития. Это включает, в первую очередь, своевременную подачу в правительство области заявок на участие в реализации мероприятий национальных проектов и государственных программ и их финансирование.

 

– Красной нитью в стратегии проходит мысль, что Орск должен стать точкой притяжения для жителей Восточного Оренбуржья. Зачем соседи к нам поедут?

– Эта мысль появилась не на пустом месте. Мы проводили опрос среди жителей ближайших городов, делали анализ оборота торговли, общепита, потока посетителей в Центральном парке и парке Строителей. Опрос показал, что жители соседних городов востока области едут в выходные, праздничные дни в наши торгово-развлекательные центры, рестораны и парки. Не надо забывать, что в Орске есть шикарный драмтеатр (единственный на востоке области), дворец спорта, специализированные медицинские учреждения. Конечно, мы делаем ставку именно на те территории, которые находятся в транспортной доступности от Орска.

Что делается для того, чтобы жители городов с востока области к нам ехали? Может, кому-то это покажется несущественным, но в городе благоустраиваются парки, ремонтируются дороги, оказывается содействие развитию торговли, открытию ресторанов и кафе, совершенствуются программы учреждений культуры, организующих творческие мастер-классы, выставки, показы, тематические музыкальные мероприятия и конкурсы. Я думаю, все это усилит позицию города как центра Восточного Оренбуржья.

 

– Один из прежних руководителей Орска как-то озвучивал мысль, что Орск исторически был торговым городом, а потому можно поменять вектор развития и вернуться от промышленного центра к торговому. Как вы считаете, промышленный потенциал Орска важен? Насколько реально развитие в Орске новых производств?

– Кардинально вектор развития города менять не предполагается. Нельзя все перечеркнуть и начать писать историю города заново. Одним из стратегических направлений является сохранение доли промышленности в структуре экономики. В определенный период истории наш город стал именно промышленным центром, и мы помним, что было тому причиной. На базе данных промышленных площадок продолжала развиваться эта отрасль экономики в городе. И это была веха в истории города. Сейчас запросы потребителей (не только граждан, я имею в виду предприятия, организации, само государство) меняются. Это вызвано факторами экономического и технологического характера. Наверное, в таких масштабах, как раньше, промышленное производство сейчас себя не оправдывает. Но мы определяем одним из стратегических направлений сохранение доли промышленности в структуре экономики. В развитии этого направления делается ставка на создание особой экономической зоны и привлечение на ее территорию резидентов. А им это дает достаточно весомую поддержку в виде налоговых льгот: налог на прибыль – 2 % на 5 лет; налог на имущество – 0 % на 10 лет; земельный налог – 0 % на 5-10 лет; транспортный налог – 0 % на 5 лет; ввозные пошлины – 0 %; таможенный НДС – 0 %.

 

– Согласно прогнозу, одной из целей ставится увеличение среднедушевых доходов населения до 35 тысяч рублей. Каким образом планируется этого достигнуть?

– Указом президента России от 21 июля 2020 года № 474 определены национальные цели развития страны на период до 2030 года. Напомню, это:

– сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

– возможности для самореализации и развития талантов;

– комфортная и безопасная среда для жизни;

– достойный эффективный труд и успешное предпринимательство;

– цифровая трансформация.

Одним из целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей, является обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения. В существующей стратегии развития Оренбургской области одним из целевых индикаторов является размер среднедушевого дохода населения. По Оренбуржью он определен к 2030 году в размере 40 тысяч рублей.

 В проекте нашей Стратегии-2030 среднедушевой доход определен к 2030 году в размере 35 тысяч рублей. Как он рассчитан? Во-первых, давайте определим, что включает в себя этот показатель. Помимо оплаты труда работающих лиц доходы населения включают все поступления денег в виде доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий и товаров. При этом, по данным статистики, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций города по итогам 2020 года составила порядка 30 тысяч рублей. Конечно, мы говорим об официально начисленной заработной плате по тем предприятиям, которые представляют данные в органы статистики.

По итогам 2020 года среднедушевой доход населения составил 24,6 тысячи рублей в месяц. Оценку 2021 года мы сделали на основе прогноза социально-экономического развития Орска, а для расчета размера дохода в 2030 году применили индексы макроэкономических показателей развития Российской Федерации.

 

– Стратегия предусматривает развитие транспортной инфраструктуры. Есть ли в этом развитии место трамваю?

– На сегодняшний день протяженность трамвайных путей в городе составляет 77,34 км, сеть общественного транспорта включает 6 трамвайных маршрутов. В «Орскгортрансе» числится 75 трамвайных вагонов, из них 63 пассажирских, при этом ежедневный выпуск трамваев составляет 24 единицы в будни, 14 – в выходные, износ подвижного состава составляет более 95 %. Обновление подвижного состава трамвайного парка необходимо, но осуществить данное мероприятие средствами муниципалитета, без софинансирования из вышестоящих бюджетов, невозможно.

Новым федеральным проектом «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях», паспорт которого утвержден Минтрансом РФ

28 октября 2021 года (нацпроект «Безопасные качественные дороги»), предусмотрено оказание содействия регионам в обновлении парка городских автобусов, троллейбусов и трамваев. Федеральная поддержка осуществляется с применением механизма лизинга, путем предоставления перевозчикам права приобретения транспортных средств со скидкой 60 % от их стоимости. В 2022 году 13 городских агломераций получат 412 новых транспортных средств – 305 автобусов и 107 троллейбусов. Глава уже дал поручение изучить проект и при наличии возможности участия в этом проекте города Орска готовить заявку. Пока однозначно сказать ничего нельзя, надо оценить условия участия, в первую очередь, конечно, финансовые и технические.

При этом хочу напомнить, что в 2022 году правительством Оренбургской области Орску выделены денежные средства на приобретение 61 пассажирского автобуса для городских маршрутов.

Людмила Светушкова,

выпускающий редактор

Spread the love
Click to listen highlighted text!