Для земляков и экономики родного края
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК ДОРОЖНИКИ ОРЕНБУРЖЬЯ ВСТРЕЧАЮТ УДАРНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ
Дорожная отрасль региона благодаря проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» получила второе дыхание. О предварительных итогах проделанной огромной работы мы беседовали с директором ГУ «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» Дмитрием Хусидом.
– Дмитрий Леонидович, 2020 год для дорожников по объемам выполненных работ выдался удачным. Помогла хорошая погода, но и фактор тщательной подготовки к самым напряженным месяцам для отрасли, пожалуй, оказался одним из определяющих. Сумели на 2-3 недели раньше, чем в прежние годы, приступить к дорожному ремонту. Как к середине октября обстоят дела?
– Сегодня дорожная отрасль всей России и, естественно, нашей области работает над главной задачей – исполнением национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В рамках проекта я буду говорить о региональных дорогах, поскольку Главное управление дорожного хозяйства Оренбуржья в первую очередь отвечает именно за них. Заканчивается городская или поселковая черта – начинаемся мы.
– И сколько это «мы» включает?
– 12 тысяч километров дорог. И мы прилагаем все усилия, чтобы соответствовать задачам, которые нам ставит национальный проект. Одна из них заключалась в том, чтобы законтрактовать программы двадцатого года в девятнадцатом году. Мы с этим справились. Как результат, в октябре мы на 100 % выполним программу текущего года. В общей сложности мы отремонтировали 319 километров дорог.
– Неспециалисту, пожалуй, сложно представить масштаб сделанного.
– Много это или мало? Если брать все 12 тысяч километров региональных дорог, то хотелось бы больше. Но мы помним недавнее время, когда за год удавалось отремонтировать 20 километров. Так что разница ощутима.
Вообще, национальный проект стал настоящим локомотивом дорожной отрасли Оренбуржья. На его базе разработан наш региональный проект «Безопасные и качественные дороги Оренбургской области», где прописаны мероприятия по 2024 год.
Сейчас мы находимся на переломном моменте. До конца октября будут сформированы новые критерии нашей работы в рамках нацпроекта. Как вы знаете, срок его действия продляется до 2030 года. Так что сегодня дорожники ждут новых критериев оценок, новых горизонтов, к которым мы будем стремиться. Будут переформатированы программы на федеральном уровне. Под эти изменения мы адаптируем наши программы, с учетом того что работы продлены до тридцатого года. И это здорово. Значит, нам удастся привести в порядок еще больше региональных дорог. Национальный проект дает для этого большие возможности.
Только в этом году область, благодаря огромной работе губернатора, получила в части региональных дорог два дополнительных транша. Деньги очень серьезные. Сумма была увеличена более чем в два раза. Если мы начинали работы в части региональных дорог, имея базовую цифру 2 миллиарда рублей, то заканчиваем его, получив плюсом 2 миллиарда 51 миллион рублей. Они и позволили отремонтировать эти 319 километров.
Сейчас мы стремимся максимально законтрактовать до конца нынешнего года объекты, к ремонту которых приступим в 2021 году.
– Дмитрий Леонидович, понятно, объять необъятное невозможно. По каким критериям выбираются магистрали, которые необходимо привести в порядок в первую очередь?
– Очень хочется сделать все дороги. Но приходится выбирать. Один из главных критериев – интенсивность движения. Это наши основные дороги, так называемая опорная сеть, которая влияет на развитие экономики области; те дороги, которые несут на себе максимальный грузопоток и, конечно же, пассажиропоток. Поэтому в первую очередь они.
На дорогах, где делается капитальный ремонт, где проводится замена основания (а в текущем году мы таких сделали практически 100 километров), самым серьезным образом увеличиваем и несущую способность.
– Насколько знаю, обновленные дороги играют еще и важную логистическую роль – соединяют нашу область с соседними регионами?
– Поэтому мы и называем эти сети опорными, поскольку они сопряжены с соседними регионами. Если взять восток Оренбуржья, автомобильная дорога Орск – Домбаровка – Светлый в своем конечном пункте уходит в Казахстан. Или взять трассу Шильда – граница Челябинской области. В этом году мы серьезно поработали с узлом возле города Орска, сделали там много дорог.
Вот чем еще замечателен нацпроект? Если раньше мы делали участки дорог, и это было вполне оправданно, то сегодня, начав ремонт дороги, мы стараемся завершить ее полностью. Возьмем трассу Оренбург – Беляевка, 110 километров, плюс Беляевка – Желтое с выходом на дорогу Оренбург – Орск. Начав 3 года назад, в этом году полностью ее завершили. В общей сложности сделано 125 километров дороги. И сегодня люди, которые передвигаются из Оренбурга в сторону Беляевки и далее, выезжают на теперь уже федеральную трассу Оренбург – Орск – граница Казахстана.
Также можно упомянуть перегон Илек – Ташла: довольно напряженный участок с интенсивным движением, где нам осталось сделать 13 километров.
В этом году мы завершили дорогу Сорочинск–Ташла. Тоже достаточно напряженный участок. Часть дороги сделана за счет средств нефтяной компании «Сладковско-Заречное», часть – за счет региональных средств. И теперь весь перегон в 90 километров полностью отремонтирован. Причем отремонтирован капитально, с применением холодного ресайклинга, что позволило увеличить несущую способность дорожного полотна.
– Дмитрий Леонидович, вы упомянули холодный ресайклинг. Насколько знаю, это не единственная современная технология, которую используют оренбургские дорожники?
– Инновации дорожного строительства – любимая тема. Это не погоня за модой, у нас, в дорожной отрасли, всегда этим занимались. Только раньше это называлось внедрением новой техники и технологий. Оренбургская область всегда была на острие внедрения инновационного дорожного продукта. И нынешний сезон в этом плане мало отличается от предыдущих.
Но еще раз отмечу, чем замечателен нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: он затрагивает всю дорожную деятельность. И речь не только о том, сколько дорог нужно привести в порядок. В нацпроекте заложен процент, сколько от всех контрактов должно быть контрактов так называемого жизненного цикла.
Справка. Контракт жизненного цикла в сфере дорожного хозяйства – новый инструмент экономического бюджетного планирования. Главное преимущество КЖЦ – прямая зависимость подрядных организаций от качества собственной работы, поскольку получать финансирование они будут только в случае поддержания потребительских качеств дороги в течение оговоренного контрактом времени.
И точно так же нацпроект требует обязательного присутствия инновационного продукта. Не менее 20 % объектов должны выполняться с применением современных технологий. Мы 100 % объектов сделали с некой инновационной изюминкой. На всех объектах капитального ремонта, например, использовалась холодная регенерация.
Справка. Холодный ресайклинг – технология укрепления грунтов. Существующее асфальтобетонное покрытие и слой нижележащего материала измельчают и перемешивают с добавлением новых связующих составляющих. В результате получается прочное однородное дорожное основание, на которое позже укладывается новое асфальтобетонное покрытие. Метод позволяет производить работы в 3-5 раз быстрее по сравнению с традиционными методами стабилизации грунтов.
Это метод наши дорожники используют достаточно давно. Мне с коллегами посчастливилось внедрять ее с самого старта. У нас наработан более чем богатый опыт. Его изучают коллеги из других регионов.
Справка. Система объемно-функционального проектирования асфальтобетонных смесей позволяет дорожникам рассчитать асфальтобетонную смесь с учетом условий конкретного участка дороги, включая температурные перепады, вес транспорта и интенсивность движения.
В этом году мы серийно на региональных дорогах применяли асфальтобетон по методу объемного проектирования.
Мы шли к применению этой технологии поэтапно. В прошлом году сделали шесть километров дороги Нижняя Павловка – Каргала. Этот метод требует серьезного обучения персонала и обеспечения современным лабораторным оборудованием. На протяжении практически трех лет мы комплектовали лабораторию Главного управления дорожного хозяйства Оренбургской области. От мощной лабораторной базы, от возможности правильно проектировать и контролировать выпущенную смесь зависит успех применения технологии.
В нынешнем году мы эту технологию запустили, и покрытие 143 километров региональных дорог сделано асфальтобетоном методом объемного проектирования. Видим, что опыт удался, и в следующем году мы будем непременно его использовать.
– В продолжение темы – новая техника. Большинство жителей области обратили внимание, как много современных машин и механизмов задействовано в ремонте.
– Действительно, парк техники очень серьезно обновился. «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» как заказчик требует от наших подрядчиков самого современного уровня выполнения работ. И выполнить это требование невозможно без современной техники. Сегодня практически все подрядчики области, начиная с флагманов и заканчивая небольшими строительными фирмами, приобрели современную технику. Это сейчас обязательный тренд, некое конкурентное требование. Хочешь работать в современных условиях – тогда обязан иметь хорошую дорожную технику.
Сейчас все подрядчики, работающие на региональных дорогах, полностью упакованы современной техникой. Причем речь не только об укладчиках, катках и прочей технике, но и об оборудовании, выпускающем асфальтобетонные смеси. Где-то появляются новые асфальтобетонные заводы, где-то модернизируются уже действующие.
Всю эту работу мы контролируем. Выпуск смесей по технологии объемного проектирования требует наличия у подрядчика лабораторий. А это серьезные затраты, и я должен сказать коллегам – дорожникам Оренбургской области, что они молодцы. Все наши подрядчики, работающие на региональных дорогах, вложились в развитие лабораторных баз.
– Дмитрий Леонидович, современная техника, передовые технологии – все это работает на конечный результат: хорошую дорогу. Думаю, контроль качества не меньший, чем за техникой и наличием лабораторий у подрядчиков?
– У нас весьма жесткий контроль качества, мы осуществляем строительный и технический надзор на всех объектах региональных дорог, где идет ремонт. И коль вы в своем вопросе упомянули лаборатории, у Главного управления дорожного хозяйства области есть собственная лаборатория, оборудованная по самому последнему слову техники, в составе которой имеются еще 3 передвижных лаборатории, также оснащенные самым современным оборудованием. Одна из них сделана специально для контроля качества асфальтобетонных смесей по методу объемного проектирования. Лабораторию готовили по нашему заказу в Москве коллеги из Автодорожного института совместно с РосдорНИИ. Аналогов подобной лаборатории с такой компоновкой в стране еще нет. Так что на объектах, за которые отвечает ГУДХОО как заказчик, осуществляется самый строгий контроль качества.
– В нынешнем году по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» наши дорожники выполнили впечатляющий объем работ. А что год грядущий нам готовит?
– Как я говорил, нацпроект продлен до 2030 года, и по ряду параметров нам надо еще понять, насколько они будут переформатированы. Но и без этого могу с уверенностью сказать, что объемы снижены не будут. К тому же, напомню, у нас 12 с лишним тысяч километров региональных дорог, и мы обязаны обеспечить безопасный, безаварийный проезд 24 часа в сутки все 12 месяцев на всех дорогах. Если дороги и не претерпели серьезного ремонта, в рамках их содержания мы обязаны обеспечить по ним комфортный проезд.
Мне, как дорожнику, очень хочется отремонтировать все дороги. К сожалению, все сразу не получится. К тому же у нас большое мостовое хозяйство, и далеко не все объекты его в хорошем состоянии. Но перспективы к улучшению есть. В этом опять же поможет нацпроект. В новом, расширенном варианте проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», по нашей информации, с 2022 появится года целый блок «Мосты и путепроводы». Это здорово! И наша задача – подготовить к этому времени всю необходимую проектно-сметную документацию.
Говоря о задачах на ближайший год – продолжим развивать применение инноваций. Будем работать с контрактами жизненного цикла, развивать систему автоматического весогабаритного контроля.
И, конечно, огромный блок – это обеспечение безопасности на дорогах, начиная с ремонта дорог и продолжая новыми светофорами и другими элементами дорожной инфраструктуры.
Работы очень много, и объемы будущего года, повторюсь, снижены не будут. Следует учитывать, какую активную работу ведет наш губернатор по привлечению дополнительных средств. Нынешний год стал беспрецедентным в этом отношении. В 2 раза прирасти в финансировании ремонта региональных дорог – такого никогда не было.Будем надеяться, что если и не в таком объеме, но дополнительные средства на развитие дорожной отрасли, благодаря усилиям губернатора, область получит и в следующем году.
– Дмитрий Леонидович, пользуясь случаем, поздравляем с наступающим профессиональным праздником – Днем работников дорожного хозяйства.
– Спасибо. В свою очередь хочу также обратиться к коллегам, нашим уважаемым ветеранам дорожного хозяйства со словами благодарности.
Ваша работа сложная, тяжелая, зачастую без выходных и без скидок на дождь и снег, жару и холод. Но иначе нельзя. Дороги неслучайно сравнивают с кровеносной системой. Состояние дорог непосредственно отражается на экономическом и социальном развитии всего Оренбуржья, а в конечном итоге на каждом из его жителей. Вы готовы сделать все, чтобы артерии нашего региона были в порядке.
В нынешнем году вы отлично поработали. Огромная благодарность вам за сотни километров отремонтированных дорог. Уверен, жители области оценили вашу работу. Не сомневаюсь, что столь же насыщенным для нас с вами будет год наступающий.
С праздником, коллеги и друзья!
Благодарю и вас – сотрудники районных, городских и окружных газет. Вы обстоятельно освещаете процесс исполнения национального проекта в родной области.
С праздником, дорожники!
Олег Кривенко,
специальный корреспондент