Welcome to Орская газета   Click to listen highlighted text! Welcome to Орская газета
ИнтервьюОбразование и наука

Дорога в счастливое детство. Зачем заведующей орским детсадом ящик конфет

Героиня мультфильма о Карлсоне, домоправительница Фрекен Бок восклицала: «Какая это мука – воспитывать!» Ни один истинный педагог с ней не согласится, убеждая, что воспитание – это настоящее искусство, и в современном детском саду только профессионалам место.

Накануне Дня дошкольного работника в гостях «ОГ» – заведующая детским садом № 115 «Белочка» Надежда Юдина. Педагогический стаж заслуженного работника образования РФ – 50 лет. А скоро Надежда Петровна отметит и свой личный юбилей.

 

– Надежда Петровна, с каким настроением нельзя приходить к детям?

– На утренних планерках я собираю своих воспитателей и говорю, что малыши никого не должны видеть с измученным лицом, заплаканными глазами и плохим настроением, что бы ни случилось у вас дома.

У каждого бывают неприятности, но их надо оставлять за порогом двери в детство. У нас все воспитатели замечательные, по-настоящему отданы малышам, большая часть коллектива – молодежь. Работают только те, кто любит детей и постоянно повышает уровень мастерства.

 

– А как вы пришли в этот мир детства? Довольны судьбой?

– Когда мне было 7-8 лет, молодые мамы с нашей улицы уже доверяли мне нянчить малышей, и я их очень любила. В поселке Элеватор работал единственный ведомственный детский сад, куда я бегала каждое утро, стояла за забором, наблюдала и завидовала, что уже выросла и не могу там играть. Позже неподалеку создали домашний детский садик для семей геологов, где мне, к счастью, разрешили помогать воспитателю. Так и получилось, что я поступила в педагогическое училище Оренбурга, правда, на школьное отделение. Но быстро перевелась на дошкольное в Бузулук. Знала, что все равно уйду в детский сад, и вовремя поняла, что надо менять направление. На последнем курсе перешла на заочный формат и стала работать. Позже окончила и Свердловский педагогический институт. И вот мой стаж перешагнул 50-летний рубеж. У меня аж мурашки бегут, как представлю, что когда-то в моей жизни не будет детского сада!

– Как начиналась карьера воспитателя?

– С раннего утра и до 10 часов вечера я не уходила с работы. Как только провожала ребят домой, выходила для разрядки на участок, подметала его, поливала цветы, убирала, потом заходила и начинала готовить наглядные пособия. Обводила буквы, рисовала картинки и карточки, красила их масляной краской, покрывала лаком, чтобы не рвались, писала конспекты целыми библиями. Это сейчас, в компьютерный век, так стало легко работать, что слов нет. Сколько новейших учебных пособий и развивающих игр существует!

 

– Как скоро роль воспитателя пришлось сменить на должность заведующего?

– Через 7 лет работы в детском саду № 34 мне предложили заведовать им. Я никогда не думала, что стану руководителем, долго сомневалась, а потом вдруг воспряла духом и согласилась. Через 25 лет садик закрыли, и меня пригласили в железнодорожное объединение дошкольных комбинатов инспектором. Вот тут я отказалась – не люблю контролировать, писать справки, проверять. Хочу видеть результат: принять детский сад и сделать его таким, каким мечтала. В итоге меня поставили заведовать детским садом

№ 115. Но когда я в 1993 году сюда пришла, поначалу закрывалась в кабинете, плакала и думала, что не осилю. Это был огромный комбинат и весьма запущенный. Напоминал казарму: все побелено и темно-синие панели. Такая царила нищета и голь, что я подумала: а смогу ли? Но времени на раздумья не было, ноги в руки и вперед по всем железнодорожным организациям, вагонному и локомотивному депо и прочим структурам. Никого из руководства я не знала, все в финансировании отказывали, средств не было. Сначала пошли навстречу в СМП – было такое железнодорожное предприятие. Начальник пришел, посмотрел и выделил 20 миллионов рублей по тем еще деньгам. Нашла людей, и началась масштабная перестройка. Штукатурка осыпалась, цемента нигде не найти. Сложно было, но процесс шел. Затем я набралась наглости и вновь пошла по предприятиям. Подарили ковер, пылесос, телевизор…

 

– Сейчас «Белочка» уже не похожа на казарму. Как удалось сделать такой уютной и территорию вокруг?

– Дворник метет только центральный асфальт, а все остальное облагораживают дети вместе с воспитателями. Там и цветы, и деревья, и газонная трава, были даже огороды. Ребята сами сажают, поливают, ухаживают. Основной приоритет нашего детского сада – эколого-валеологическое воспитание. У нас есть тренажерный и музыкальный залы, изостудия, красиво и функционально оборудованные группы.

 

– Что важно, чтобы успешно управлять образовательным учреждением сегодня?

– Прежде всего, уметь анализировать. К примеру, чтобы оценить уровень профессионального мастерства педагога, мне нужно посещать занятия. И я обязательно это делаю. Порой ненавязчиво сяду в сторонке, деток подзываю, и они мне рассказывают, чему научились. С утра час уходит на обход всех групп. Пока не побеседую с каждым педагогом и детьми, не могу быть уверенной в том, что все хорошо, ребята занимаются и все идет по плану. Зато потом весь день спокойна. Признаюсь, я очень мало сплю и порой с 3 часов ночи прокручиваю мысли в голове, как решить ту или иную проблему: где найти повара, как наладить унитазы… В 7 утра я уже на работе, а выспаться заставляю себя на выходных.

 

– Вы знаете ваших воспитанников по именам?

– Всех! Они начинают поход в детский сад с визита ко мне вместе с родителями. Пока мы разговариваем, я уже вижу, какой ребенок – спокойный или суперактивный. Кто-то сядет на диванчик, а кто-то перевернет в кабинете все вверх дном. Мамы признаются: дома ни минуты покоя. Я успокаиваю: ничего, будем работать! Бывает, утром воспитатели встречают малышей, а те ревут, еще не привыкли. Таких забираю к себе, сажаю и показываю ящик в своем рабочем столе. Вот, загляните: он полон конфет. Угощаю, кто захочет. Уже вечером – опять рев. Что случилось? Оказывается, плачут, что не хотят уходить домой. Вот это мне и нужно. Хочу, чтобы ребятам в детском саду было хорошо, чтобы все выросли добрыми, достойными людьми. Вот они на фотографиях – удивительные дети, уникальные, талантливые. На выпускном грустно: одного прижмешь, другого обнимешь… Мы столько лет отдали этим деткам, но приходит время, и они уходят в школу – такие умненькие и подготовленные!

 

– С родителями находите контакт? Как относитесь к постоянно муссируемой теме поборов?

– Контакт находить сложно, но мы это делаем. Вопрос «куда вы деваете деньги» так или иначе существует, и мы стараемся на него подробно отвечать, показывать, убеждать, предоставлять бухгалтерские отчеты, чтобы родители были уверены, что деньги никуда не уплывают. Насчет добровольных пожертвований для детского сада – я никогда не настаиваю и не требую. Нет значит нет. Но если кто-то может и хочет помочь в наших постоянных нуждах, то это пойдет на обеспечение достойной деятельности учреждения. Постоянно что-то требуется – то овощерезка сломалась, то коечки вышли из строя, то линолеум порвался… Это нескончаемый круговорот. У нас есть платные образовательные услуги, иначе не прожить, но и средств от них хватает не всегда. В крупных проблемах, к примеру, ремонт крыши, поддерживает управление образования. Что касается игрушек, то порой просим приносить ненужные из дома. Без помощи родителей мы бы не справились.

 

– Нужен ли вообще ребенку садик?

– Обязательно! Как ребенок будет без коллектива, друзей? Представляете, какой его ждет удар в школе? А сколько малыши познают за эти 5 лет? Больше, чем за всю свою последующую жизнь. Воспитатели стараются изо всех сил привить детям самые лучшие качества и дать самые полезные знания. Поздравляю всех коллег с Днем дошкольного работника и желаю никогда не разочаровываться в нашей прекрасной профессии!

Юлия Замятина,

корреспондент

Фото автора

Spread the love
Click to listen highlighted text!